Формирование доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения
Инвалиды - одна из наиболее уязвимых категорий граждан в любом обществе.
В Новороссийске проживает около 17 тыс. инвалидов, в том числе более 600 детей - инвалидов. Большинство из них нуждаются в особых «доступных» условиях жизнедеятельности. Проблема беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры касается не только инвалидов, но и граждан преклонного возраста, граждан имеющих временные нарушения в связи с заболеванием или травмой, использующие детские коляски. А это почти половина населения.
Ратифицировав в 2012 году Конвенцию ООН о правах инвалидов, Российская Федерация тем самым приняла на себя обязательства по соблюдению условий доступности для инвалидов объектов и услуг, созданию для них безбарьерной среды.
Термин «безбарьерная среда» применяется к элементам окружающей среды, в которую могут иметь доступ и которую могут использовать люди с различными нарушениями.
Статьей 15 Федерального закона от 01.12.2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» закреплены нормы об обязанности органов власти всех уровней по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к предоставляемым в них услугам.
Учитывая, что инфраструктура Новороссийска включает в себя значительное число объектов с многообразием их функционального назначения, архитектурно-планировочных, конструктивных и территориальных особенностей, различных форм собственности и ведомственной принадлежности, ее обустройство для маломобильных групп населения осуществляется поэтапно.
В данной связи, с 2016 года на территории муниципального образования г. Новороссийск реализуется новая муниципальная программа «Доступная среда» на 2016-2018 года, утвержденная постановлением от 12.11.2015 года. Общий объем финансирования муниципальной программы из средств местного бюджета за весь период действия (2016-2018 годы) составляет 8118,95 тыс.рублей. Всего запланировано и выделено на реализацию программы в 2016 году 4245,96 тыс. рублей. Данные средства позволили обеспечить доступность одного дошкольного учреждения, одного спортивного учреждения, 2 остановочных павильонов, 18 пешеходных переходов.
С целью оценки состояния доступности приоритетных объектов для инвалидов и других маломобильных групп населения специалистом управлением социальной защиты населения в городе Новороссийске в 2016 году проведен мониторинг 422 объектов различных сфер жизнедеятельности. Из обследуемых объектов, на сегодняшний день признаны доступными, в том числе и с минимальными потребностями, 260 (61,6%). Повторно в течение года обследовано 18 объектов.
На лиц, уклоняющихся от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур составлены протоколы об административном правонарушении, которые направлены на рассмотрение в мировой суд. Информация о результатах мониторинга занесена на карту сайта «Жить вместе».
Хочется отметить, что «доступная среда» – это не только пандус. К вниманию должны приниматься основные структурно-функциональные зоны объекта и перечень определенных нормативно-правовых документов, регламентирующих требования к обеспечению доступной среды.
Во-первых, это участки и территории на подходах к любому объекту. Около половины пешеходных дорожек вымощены современной тротуарной плиткой. В целом такие тротуары соответствуют нормам, предъявляемым к путям движения инвалидов и других маломобильных групп населения, но и к ним есть определенные требования, а именно: к покрытию, ширине дорожки, высоте бордюров по краям пешеходной дорожки, наличию предупреждающих или направляющих указателей, контрастно- окрашенным поверхностям и указателям. Наличие бордюров высотой не менее 5 см по краям пешеходных путей очень важно. Они предотвращают случайный съезд с тротуара людей в инвалидных колясках и служат ориентиром для незрячих людей, а в целом бордюры обеспечивают безопасность дорожного движения всем пешеходам.
Для слабовидящих важным является наличие тактильных указателей движения, светофоров, звуковых маячков.
Во- вторых, это входные группы: входная площадка, тамбур, входная дверь, ступени, лестницы, пандусы, поручни.
При адаптации входной группы не стоит забывать о необходимой ширине и о порогах, в какую сторону должна открываться дверь, какие знаки должны быть для незрячих и слабовидящих людей.
Не редко при проведении мониторинга усматривается, что уклон пандуса, его ширина, наличие горизонтальной площадки, ограждения и установка поручней не соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Нередки случаи, когда уклон пандуса настолько крут, что и здоровому человеку не под силу по нему пройти. Организация, экономя материалы, нарушает строительные нормы и правила, предъявляемые к устройству пандусов, и в результате тратит деньги, но доступность объекта для инвалидов не обеспечивается.
В- третьих, это - пути движения в здании, зоны целевого посещения и информационное обеспечение. Это - определенная ширина коридора и дверей, возможность маневрирования людей с инвалидностью на креслах-колясках, это даже дверная ручка, ее высота крепления, форма, цвет и многое другое. Во всех учреждениях, где есть стойки приема, возможно ли подъехать инвалиду на коляске? Информационные стенды во всех учреждениях доступны для инвалидов?
В-четвертых, это санитарно-гигиенические помещения. В СП 59.13330.2012, как и на все другие функциональные зоны, определен перечень требований к данным помещениям.
Вновь вводимые в эксплуатацию объекты, объекты после проведения капитального ремонта и реконструкции должны полностью соответствовать требованиям их доступности для инвалидов.
При невозможности по техническим причинам приспособить объект для инвалидов, как альтернативная форма оказания услуг к физической доступности объекта предусматриваются организационные решения, которые позволят инвалиду получить необходимую услугу дистанционно
Поэтому при строительстве и реконструкции еще на стадии проектирования необходимо исправлять ошибки и без финансовых затрат, а ошибки, выявленные по окончании строительных работ зачастую очень тяжело исправить.
С этой целью органы социальной защиты населения Краснодарского края осуществляют согласование заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры при их капитальном ремонте, строительстве и реконструкции.
Согласованию подлежат задания на проектирование объектов социальной инфраструктуры, в части соблюдения условий по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, при новом строительстве и при проведении капитального ремонта (реконструкции) зданий и сооружений.
В 2016 году согласовано 42 задания на проектирование и 19 возвращено без согласования на доработку. Руководителям проектных организаций, допускающих ошибки в документации, направлены рекомендации по формированию безбарьерной среды для маломобильных граждан в рамках действующих норм.