Формирование доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения
10 Январь 2017 (18:46)

Инвалиды - одна из наиболее уязвимых категорий граждан в любом обществе.

В Новороссийске проживает около 17 тыс. инвалидов, в том числе более 600 детей - инвалидов. Большинство из них нуждаются в особых «доступных» условиях жизнедеятельности. Проблема беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры касается не только инвалидов, но и граждан преклонного возраста, граждан имеющих временные нарушения в связи с заболеванием или травмой, использующие детские коляски. А это почти половина населения.

Ратифицировав в 2012 году Конвенцию ООН о правах инвалидов, Российская Федерация тем самым приняла на себя обязательства по соблюдению условий  доступности для инвалидов объектов и услуг, созданию для них безбарьерной среды.

Термин «безбарьерная среда» применяется к элементам окружающей среды, в которую могут иметь доступ и которую могут использовать люди с различными  нарушениями.

Статьей 15  Федерального закона от 01.12.2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» закреплены нормы об обязанности органов власти всех уровней по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к предоставляемым в них услугам.

Учитывая, что инфраструктура Новороссийска включает в себя значительное число объектов с многообразием их функционального назначения, архитектурно-планировочных, конструктивных и территориальных особенностей, различных форм собственности и ведомственной принадлежности, ее обустройство для маломобильных групп населения  осуществляется поэтапно.

В данной связи, с 2016 года на территории муниципального образования г. Новороссийск реализуется новая муниципальная программа «Доступная среда» на 2016-2018 года, утвержденная постановлением от 12.11.2015 года. Общий объем финансирования муниципальной программы из средств местного бюджета за весь период действия (2016-2018 годы) составляет  8118,95 тыс.рублей. Всего запланировано и выделено на реализацию программы в 2016 году 4245,96 тыс. рублей. Данные средства позволили обеспечить доступность одного дошкольного учреждения, одного спортивного учреждения, 2 остановочных павильонов, 18 пешеходных переходов.

С целью оценки состояния доступности приоритетных объектов для инвалидов и других маломобильных групп населения специалистом управлением социальной  защиты населения в городе Новороссийске в 2016 году проведен мониторинг 422 объектов различных сфер жизнедеятельности. Из обследуемых объектов,  на сегодняшний день признаны доступными, в том числе и с минимальными потребностями, 260 (61,6%). Повторно в течение года обследовано 18 объектов.

На лиц, уклоняющихся от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур составлены протоколы об административном правонарушении, которые направлены на рассмотрение в мировой суд. Информация о результатах мониторинга занесена на карту сайта «Жить  вместе».

 

Хочется отметить, что «доступная среда»  – это не только пандус. К вниманию должны приниматься основные  структурно-функциональные зоны объекта и  перечень определенных нормативно-правовых документов, регламентирующих требования к обеспечению доступной среды.

 

Во-первых,  это участки и территории на подходах к любому объекту. Около половины пешеходных дорожек вымощены современной тротуарной плиткой. В целом такие тротуары соответствуют нормам, предъявляемым к путям движения инвалидов и других маломобильных групп населения, но и к ним есть определенные требования, а именно: к покрытию, ширине дорожки, высоте бордюров по краям пешеходной дорожки, наличию предупреждающих или направляющих  указателей, контрастно- окрашенным поверхностям  и указателям. Наличие бордюров высотой не менее 5 см по краям пешеходных путей очень важно. Они предотвращают случайный съезд  с тротуара людей в инвалидных колясках и служат ориентиром для незрячих людей, а в целом бордюры обеспечивают безопасность дорожного движения всем пешеходам.

Для слабовидящих важным является наличие тактильных указателей движения, светофоров, звуковых маячков.

 

Во- вторых, это входные группы: входная площадка, тамбур, входная дверь, ступени, лестницы, пандусы, поручни.

При адаптации входной группы не стоит забывать о необходимой ширине и о порогах, в какую сторону должна открываться дверь, какие знаки должны быть для незрячих и слабовидящих людей.

Не редко при проведении мониторинга усматривается, что уклон пандуса, его ширина, наличие горизонтальной площадки,  ограждения и установка поручней  не соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Нередки случаи, когда  уклон пандуса настолько крут, что и здоровому человеку не под силу по нему пройти. Организация,  экономя материалы, нарушает строительные нормы и правила, предъявляемые к устройству пандусов,  и в результате тратит деньги, но доступность объекта для инвалидов не обеспечивается.

В- третьих, это - пути движения в здании, зоны целевого посещения и информационное обеспечение. Это - определенная ширина  коридора и дверей, возможность маневрирования людей с инвалидностью на креслах-колясках, это даже  дверная ручка, ее высота крепления, форма, цвет  и многое другое. Во всех учреждениях, где есть стойки приема, возможно ли  подъехать инвалиду  на коляске? Информационные стенды во всех учреждениях доступны для инвалидов?

В-четвертых, это санитарно-гигиенические помещения. В СП  59.13330.2012, как и на все другие функциональные зоны,  определен перечень  требований к данным помещениям.

Вновь вводимые в эксплуатацию объекты, объекты после проведения капитального ремонта и реконструкции должны   полностью соответствовать требованиям их доступности для инвалидов.

При невозможности по техническим причинам приспособить объект для инвалидов, как альтернативная форма оказания услуг к физической доступности объекта предусматриваются организационные решения, которые позволят инвалиду получить необходимую услугу  дистанционно 

Поэтому при строительстве и реконструкции еще на стадии проектирования необходимо исправлять ошибки и без финансовых затрат, а  ошибки, выявленные по окончании строительных работ зачастую очень тяжело исправить.

С этой целью органы социальной защиты населения Краснодарского края осуществляют согласование заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры при их капитальном ремонте, строительстве и реконструкции.

Согласованию подлежат задания на проектирование объектов социальной инфраструктуры, в части соблюдения условий по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, при новом строительстве и при проведении капитального ремонта (реконструкции) зданий и сооружений.

В 2016 году  согласовано 42 задания на  проектирование и 19 возвращено без согласования на доработку. Руководителям проектных организаций, допускающих ошибки в документации, направлены  рекомендации по  формированию безбарьерной  среды для  маломобильных  граждан в рамках действующих норм.

Назад к списку новостей

Функция временно не доступна, сайт находится на стадии тестирования.