Формирование доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения
12 Январь 2018 (17:50)

Инвалиды - одна из наиболее уязвимых категорий граждан в любом обществе.

В Новороссийске проживает около 17 тыс. инвалидов, в том числе более 600 детей - инвалидов. Большинство из них нуждаются в особых «доступных» условиях жизнедеятельности. Проблема беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры касается не только инвалидов, но и граждан преклонного возраста, граждан имеющих временные нарушения в связи с заболеванием или травмой, использующие детские коляски.

Ратифицировав в 2012 году Конвенцию ООН о правах инвалидов, Российская Федерация тем самым приняла на себя обязательства по соблюдению условий  доступности для инвалидов объектов и услуг, созданию для них безбарьерной среды.

Термин «безбарьерная среда» применяется к элементам окружающей среды, в которую могут иметь доступ и которую могут использовать люди с различными  нарушениями.

Статьей 15  Федерального закона от 01 декабря 2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» закреплены нормы об обязанности органов власти всех уровней по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к предоставляемым в них услугам.

Учитывая, что инфраструктура Новороссийска включает в себя значительное число объектов с многообразием их функционального назначения, архитектурно-планировочных, конструктивных и территориальных особенностей, различных форм собственности и ведомственной принадлежности, ее обустройство для маломобильных групп населения  осуществляется поэтапно.

В данной связи, с 2016 года на территории муниципального образования город Новороссийск реализуется новая муниципальная программа «Доступная среда» на 2016-2018 года, утвержденная постановлением от 12 ноября 2015 года. Общий объем финансирования муниципальной программы из средств местного бюджета за весь период действия (2016-2018 годы) составляет  13800 тыс.рублей. Всего запланировано и выделено на реализацию программы в 2017 году 4497,3 тыс. рублей. Данные средства позволили обеспечить доступность одного учреждения дополнительного образования, двух филиалов библиотечной системы, одного филиала детского музыкального учреждения, одного спортивного учреждения, двух остановочных павильонов, двадцати пяти пешеходных переходов.

Управлением, по поручению  министерства труда и социального развития Краснодарского края, в течение 2017 года проводилось анкетирование по выявлению мнения инвалидов об уровне доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, а также об отношении населения к проблемам инвалидов, проживающих на территории муниципального образования города Новороссийск. Около 72 % опрошенных положительно оценили работу по созданию безбарьерной среды в городе и дали положительную оценку отношению общества к проблемам инвалидов.

Кроме того, с целью оценки состояния доступности приоритетных объектов для инвалидов и других маломобильных групп населения специалистом управлением социальной защиты населения в городе Новороссийске в 2017 году проведен мониторинг  на 364 объектах различных сфер жизнедеятельности. Из обследуемых объектов признаны доступными, в том числе и с минимальными потребностями, только 222 (64 %). Повторно в течение года обследован 1 объект.

На лиц, уклоняющихся от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур составлено 42 протокола об административном правонарушении, которые направлены на рассмотрение в мировой суд. Информация о результатах мониторинга занесена на карту сайта «Жить  вместе».

Хочется отметить, что «доступная среда»  – это не только пандус. К вниманию должны приниматься основные  структурно-функциональные зоны объекта и  перечень определенных нормативно-правовых документов, регламентирующих требования к обеспечению доступной среды.

 

Во-первых,  это участки и территории на подходах к любому объекту. Около половины пешеходных дорожек вымощены современной тротуарной плиткой. В целом такие тротуары соответствуют нормам, предъявляемым к путям движения инвалидов и других маломобильных групп населения, но и к ним есть определенные требования, а именно: к покрытию, ширине дорожки, высоте бордюров по краям пешеходной дорожки, наличию предупреждающих или направляющих  указателей, контрастно - окрашенным поверхностям  и указателям. Наличие бордюров высотой не менее 5 см по краям пешеходных путей очень важно. Они предотвращают случайный съезд  с тротуара людей в инвалидных колясках и служат ориентиром для незрячих людей, а в целом бордюры обеспечивают безопасность дорожного движения всем пешеходам.

Для слабовидящих важным является наличие тактильных указателей движения, светофоров, звуковых маячков.

Во- вторых, это входные группы: входная площадка, тамбур, входная дверь, ступени, лестницы, пандусы, поручни.

При адаптации входной группы не стоит забывать о необходимой ширине и о порогах, в какую сторону должна открываться дверь, какие знаки должны быть для незрячих и слабовидящих людей.

Не редко при проведении мониторинга усматривается, что уклон пандуса, его ширина, наличие горизонтальной площадки,  ограждения и установка поручней  не соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Нередки случаи, когда  уклон пандуса настолько крут, что и здоровому человеку не под силу по нему пройти. Организация,  экономя материалы, нарушает строительные нормы и правила, предъявляемые к устройству пандусов,  и в результате тратит деньги, но доступность объекта для инвалидов не обеспечивается.

В- третьих, это - пути движения в здании, зоны целевого посещения и информационное обеспечение. Это - определенная ширина  коридора и дверей, возможность маневрирования людей с инвалидностью на креслах-колясках, это даже  дверная ручка, ее высота крепления, форма, цвет  и многое другое. Во всех учреждениях, где есть стойки приема, возможно ли  подъехать к ней  инвалиду на коляске? Информационные стенды во всех ли учреждениях доступны для инвалидов?

В-четвертых, это санитарно-гигиенические помещения. СП  59.13330.2012, как и на все другие функциональные зоны,  определен перечень  требований к данным помещениям.

Вновь вводимые в эксплуатацию объекты, объекты после проведения капитального ремонта и реконструкции должны  полностью соответствовать требованиям их доступности для инвалидов.

При невозможности по техническим причинам приспособить объект для инвалидов, как альтернативная форма оказания услуг к физической доступности объекта предусматриваются организационные решения, которые позволят инвалиду получить необходимую услугу  дистанционно 

Поэтому при строительстве и реконструкции еще на стадии проектирования необходимо исправлять ошибки и без финансовых затрат, а  ошибки, выявленные по окончании строительных работ зачастую очень тяжело исправить.

С этой целью органы социальной защиты населения Краснодарского края осуществляют согласование заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры при их капитальном ремонте, строительстве и реконструкции.

Согласованию подлежат задания на проектирование объектов социальной инфраструктуры, в части соблюдения условий по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, при новом строительстве и при проведении капитального ремонта (реконструкции) зданий и сооружений.

В 2017 году согласовано 32 задания на проектирование и 4 возвращены без согласования на доработку. Руководителям проектных организаций, допускающих ошибки в документации, направлены рекомендации по  формированию безбарьерной среды для  маломобильных граждан в рамках действующих норм.

Назад к списку новостей

Функция временно не доступна, сайт находится на стадии тестирования.