Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения
Российская Федерация в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, утвердив тем самым принципы, на которых сегодня строится политика государства в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья. К их числу относятся принципы равенства возможностей, доступности, полного и эффективного вовлечения и включения в жизнь общества.
Для их реализации принимаются меры по обеспечению маломобильным людям доступа к физическому окружению наравне с другими гражданами, выявляются и устраняются препятствия и барьеры, мешающие доступности, формируется толерантное отношение населения к людям с ограниченными возможностями здоровья и их проблемам.
За последние годы в городе много уже сделано для создания доступной среды, но еще больше предстоит сделать.
Не первый год в Новороссийске реализуются муниципальная программа «Доступная среда», которая предусматривают выполнение комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Опыт работы показал, что рационально начинать создание без барьерной среды с формирования «эталонных зон доступности», то есть комплекса объектов, включающего как сами приоритетные объекты, так и пешеходные пути и остановки общественного транспорта между ними. Именно эталонные зоны доступности, сформированные с учетом комплексного подхода, и составили основу реестра приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов.
На сегодняшний день в реестр включено 323 приоритетных объекта. Ежегодно специалистами управления социальной защиты населения проводится мониторинг доступности приоритетных объектов с составлением паспортов и выработкой рекомендаций по приведению их к доступности.
В первом полугодии 2019 года проведен мониторинг доступности на 186 приоритетных объектах, из которых признаны недоступными для маломобильных граждан –32 объекта и
доступными, в том числе с учетом мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей для инвалидов – 154 объектов. Информация о состоянии доступности объектов размещена на карте федерального Интернет - портала "Жить вместе" (http://zhit-vmeste.ru).
Вместе с тем, существующий уровень доступности физического окружения невозможно признать достаточным.
Главная задача проекта «Доступная среда» – чтобы человек с ограниченными возможностями здоровья мог самостоятельно выходить в общество, получить образование, устроиться на работу, а для этого, должны быть доступны дом, дорога, транспорт, учреждения социальной сферы, услуги на этих объектах.
Многие заблуждаются, считаю, что если на объекте есть пандус, его можно назвать доступным. Сейчас эти требования стали конкретнее и жестче. К вниманию должны приниматься основные структурно-функциональные зоны объекта и перечень определенных нормативно-правовых документов, регламентирующих требования к обеспечению доступной среды.
Во-первых, это участки и территории на подходах к любому объекту. Около половины пешеходных дорожек вымощены современной тротуарной плиткой. В целом такие тротуары соответствуют нормам, предъявляемым к путям движения инвалидов и других маломобильных групп населения, но и к ним есть определенные требования, а именно: к покрытию, ширине дорожки, высоте бордюров по краям пешеходной дорожки, наличию предупреждающих или направляющих указателей, контрастно - окрашенным поверхностям и указателям. Наличие бордюров высотой не менее 5 см по краям пешеходных путей очень важно. Они предотвращают случайный съезд с тротуара людей
в инвалидных колясках и служат ориентиром для незрячих людей.
Для слабовидящих важным является наличие тактильных указателей движения, светофоров, звуковых маячков.
Во- вторых, это входные группы: входная площадка, тамбур, входная дверь, ступени, лестницы, пандусы, поручни.
При адаптации входной группы не стоит забывать о необходимой ширине и о порогах, в какую сторону должна открываться дверь, какие знаки должны быть для незрячих и слабовидящих людей.
Не редко при проведении мониторинга усматривается, что уклон пандуса, его ширина, наличие горизонтальной площадки, ограждения и установка поручней не соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Бывают случаи, когда уклон пандуса настолько крут, что и здоровому человеку не под силу по нему пройти. Организация, экономя материалы, нарушает строительные нормы и правила, предъявляемые к устройству пандусов, и в результате тратит деньги, но доступность объекта для инвалидов не обеспечивается.
В- третьих, это пути движения в здании, зоны целевого посещения и информационное обеспечение. Это - определенная ширина коридора и дверей, возможность маневрирования людей с инвалидностью на креслах-колясках, это даже дверная ручка, ее высота крепления, форма, цвет и многое другое. Во всех учреждениях, где есть стойки приема, возможно ли подъехать к ней инвалиду на коляске? Информационные стенды во всех ли учреждениях доступны для инвалидов?
В-четвертых, это санитарно-гигиенические помещения. Строительными нормами определен перечень требований к данным помещениям.
Вновь вводимые в эксплуатацию объекты, объекты после проведения капитального ремонта и реконструкции должны полностью соответствовать требованиям их доступности для инвалидов.
При невозможности по техническим причинам приспособить объект для инвалидов, как альтернативная форма оказания услуг к физической доступности объекта предусматриваются организационные решения, которые позволят инвалиду получить необходимую услугу дистанционно.
Поэтому при строительстве и реконструкции еще на стадии проектирования необходимо исправлять ошибки и без финансовых затрат, а ошибки, выявленные по окончании строительных работ зачастую очень тяжело исправить.
С этой целью органы социальной защиты
населения Краснодарского края осуществляют согласование заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры при их капитальном ремонте, строительстве и реконструкции.
Согласованию подлежат задания на проектирование объектов социальной инфраструктуры, в части соблюдения условий по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, при новом строительстве и при проведении капитального ремонта (реконструкции) зданий и сооружений.
В первом полугодии 2019 года согласовано 26 заданий на проектирование и 6 заданий возвращены на доработку. Руководителям проектных организаций, допускающих ошибки в документации, направлены рекомендации по формированию безбарьерной среды для маломобильных граждан в рамках действующих норм.
Более подробную информацию по вопросам формирования безбарьерной среды можно получить в управлении социальной защиты населения в городе Новороссийске по ул. Московская, д.8, каб.12, телефон 21-28-40.