закрыть
меню
поиск по сайту
закрыть
24 апреля 2017 (18:15)

СанПиН 2.2.4.3359-16. Шум. Вибрация. Инфразвук. Ультразвук. Изменения в гигиеническом нормировании на рабочих местах.

21 июня 2016 года подписано Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21 июня 2016 г. N 81 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 августа 2016 г., регистрационный N 43153). Этим документом на территории России с 01 января 2017 вводятся в действие СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах".

Обсудим изменения, которые вносят новые правила в гигиеническое нормирование виброакустических факторов.

  1. Нормируемые параметры шума на рабочих местах.

1.1. ВНИМАНИЕ: Отменено нормирование уровней звукового давления в октавных полосах частот для постоянного шума на рабочем месте.

1.2. Определение эквивалентных уровней звука и звукового давления гармонизировано с современными стандартами на шумомеры (ГОСТ 17187-2010). Такое определение выгодно отличается от устаревших положений СН 2.2.4/2.1.8.562-96, из которых можно было сделать вывод, будто термин «эквивалентный уровень» применим лишь к непостоянным шумам.

1.3. Изменения в нормировании шума:

 - отменено особое нормирование постоянного шума (ПДУ для октавных уровней звукового давления отсутствуют);

 - теперь постоянный шум будет нормироваться так же, как непостоянный;

 - отсутствуют примеры ПДУ для «основных наиболее типичных видов трудовой деятельности и рабочих мест» (то, что в СН 2.2.4/2.1.8.562-96 называется «Таблица 2»). Теперь ПДУ можно выбрать только по критериям напряженности и тяжести трудового процесса (Приложение 6 СанПиН 2.2.4.3359-16);

 - введено понятие «нормативный эквивалентный уровень звука» (установлен равным 80 дБА);

 - изменены требования по запретительным уровням шума на рабочем месте. В дополнение к действующим ранее запретам работы при текущих уровнях  110 дБА на характеристике S (медленно) и 125 дБА на характеристике I (импульс), появились запреты работы при эквивалентном уровне звука выше 85 дБА и пиковом уровне 137 дБС. Эти новые критерии, в целом, соответствуют международной практике;

 - из санитарных норм исключены специальные требования для шума систем вентиляции в производственных помещениях;

 - при сокращенном рабочем дне (менее 40 ч в неделю) предельно допустимые уровни применяются без изменения.

  1. Нормирование общей вибрации на рабочих местах:

 - прежде чем перечислять новшества в гигиеническом нормировании общей вибрации, отметим что СанПиН 2.2.4.3359-16, как и предыдущие нормативы, сохраняет принципиальные отличия от положений ГОСТ 31191.1 и ГОСТ 31319 в части контролируемого значения эквивалентного виброускорения;

 - гигиенические нормативы устанавливаются по отдельности для каждого компонента (X, Y, Z) корректированного ускорения; при этом корректирующие коэффициенты kl, которые вводит ГОСТ 31319, в измерениях по СанПиН должны приниматься равными единице;

 - сохранена привязка норматива к источнику возникновения (категории) вибрации.

  1. Изменения в нормировании общей вибрации на рабочих местах:

 - отменено нормирование вибрации по виброскорости. Теперь единственная физическая величина, применяемая для оценки воздействия вибрации на человека на рабочем месте, - ускорение (виброускорение);

 - основной нормируемый показатель общей вибрации - эквивалентное корректированное ускорение за рабочую смену. Отменено отдельное нормирование общей вибрации в октавных и 1/3-октавных полосах частот. Это положительное изменение, которое закрепляет уже фактически сложившуюся практику. Применение спектрального анализа при гигиенической оценке вибрации сопряжено с большими проблемами и риском ошибок, особенно при измерениях переходных и ударных процессов;

 - отменено различие в применении частотных коррекций для разных категорий вибрации. Теперь для категорий 2 и 3 следует выбирать такие же коррекции, что и для категории 1;

 - вибрация на рабочих местах подвижного состава железнодорожного транспорта и экипажей воздушных судов отнесена к категории 1 (транспортная вибрация). Для железнодорожников это означает смягчение требований, для экипажей самолетов и, особенно, вертолетов - фактическое ужесточение (ПДУ для корректированного уровня труднее выполнить, чем ПДУ в отдельных 1/3-октавных полосах);

 - СанПиН 2.2.4.3359-16 не устанавливает требования к вибрации на морских и речных судах;

 - введена запретительная норма для текущего среднеквадратичного значения корректированного ускорения за время усреднения 10 с (+24 дБ к ПДУ среднесменного ускорения). По сути, это означает неявное введение нового нормируемого показателя - максимального текущего среднеквадратичного значения ускорения;

 - при сокращении продолжительности смены ПДУ не изменяется.

  1. Изменения в нормировании локальной вибрации:

 - как и в случае с общей вибрации, СанПиН 2.2.4.3359-16 устанавливает гигиенические нормативы локальной вибрации не для полного ускорения, а для отдельных компонентов (X, Y, Z). При этом обозначение направлений измерения локальной вибрации приведено в соответствие с ГОСТ 31192.1 (направления X и Y поменялись местами);

 - отсутствует нормирование виброскорости локальной вибрации. Нормы установлены только для ускорения. Это очень правильное решение, так как нормы по виброскорости уже давно фактически не применялись из-за отсутствия утвержденных метрологических требований и методов измерения;

 - отсутствует нормирование локальной вибрации в октавных полосах частот. Единственный нормируемый показатель - корректированное ускорение за рабочую смену;

 - СанПиН 2.2.4.3359-16 явно определяет тип частотной коррекции для локальной вибрации (Wh по ГОСТ 31192.1). В документе нет никаких упоминаний метода веcовых коэффициентов СН 2.2.4/2.1.8.566-96 и отмененного ГОСТ 12.1.012-90. Поэтому измерение корректированного ускорения теперь следует выполнять либо прямым методом с использованием корректирующих фильтров по ГОСТ ИСО 8041, либо с помощью 1/3-октавного спектрального анализа по Приложению А ГОСТ 31192.1;

 - сконкретизирован запрет на работу при уровнях, которые на 12 дБ выше ПДУ. Из старых норм было непонятно, для какого интервала времени измерения установлено это правило. СанПиН 2.2.4.3359-16 уточняет, что оно относится к текущим среднеквадратичным корректированным ускорениям, усредненным на интервале 1 с. Это, фактически, означает введение дополнительного нормируемого показателя - максимального текущего СКЗ корректированного ускорения;

 - при сокращении продолжительности рабочей смену ПДУ не изменяется.

  1. Инфразвук на рабочих местах:

Нормируемые параметры инфразвука на рабочих местах по СанПиН 2.2.4.3359-16.

а) эквивалентные уровни звукового давления за рабочую смену в октавных полосах частот 2, 4, 8, 16 Гц ;

б) эквивалентный общий уровень инфразвука за рабочую смену, дБ;

в) максимальный общий уровень инфразвука, измеренный с временной коррекцией S (медленно).

Изменения в нормировании инфразвука на рабочих местах по СанПиН 2.2.4.3359-16.

В СанПиН 2.2.4.3359-16 принято новое определение общего уровня инфразвука:

 - уровень звукового давления в диапазоне частот 1,4-22 Гц, может быть прямо измерен с помощью соответствующего полосового фильтра или получен энергетическим суммированием уровней звукового давления в октавных полосах частот 2, 4, 8, 16 Гц;

 - это определение снимает давнюю проблему некорректной привязки общего уровня инфразвука к характеристике шумомера "ЛИН" (последняя, кстати, давно отсутствует в стандартах на шумомеры), которая десятилетиями перекочевывала из документа в документ;

 - СанПиН 2.2.4.3359-16 не применяет классификации инфразвука по характеру спектра (широкополосный, тональный) и по временным характеристикам (постоянный, непостоянный). Это положительный момент, так как в предыдущих нормах (СН 2.2.4/2.1.8.583-96) эти классификации хотя и присутствовали, но фактически не использовались.

  1. СанПиН 2.2.4.3359-16 содержит гигиенические нормативы не только для рабочих мест в помещениях и на территории, но и в транспортных средствах. Это очень важный плюс нового документа, так как ранее нормативы инфразвука для автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта были распылены по огромному количеству санитарных правил. Отметим, что установленный транспортный норматив инфразвука (110 дБ для общего уровня) означает фактическое смягчение нормирования этого фактора для железнодорожного транспорта.
  2. СанПиН 2.2.4.3359-16 вводит новый нормируемый показатель - максимальный текущий общий уровень инфразвука на характеристике S (не должен превышать 120 дБ).