закрыть
меню
поиск по сайту
закрыть
13 декабря 2018 (10:54)

Индексация заработной платы

Статья 134 Трудового кодекса  РФ предусматривает обеспечение  повышения уровня реального содержания заработной платы путем индексации заработной платы  в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Особенности индексации:

  1. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы  трудового права.  

Работодатели, а также индивидуальные предприниматели определяют порядок индексации заработной платы коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

При отсутствии установленной нормы в коллективном договоре или в положении об оплате труда целесообразно первичной  профсоюзной организации  или представительного органа предложить работодателю внести порядок индексации с соблюдением процедуры в соответствии со статьей 372 Трудового кодекса РФ.

  1. К полномочиям работодателя относится определение порядка учета роста цен при индексации зарплаты.

Индексация проводится:

  • в соответствии с индексом потребительских цен, определенным по методическим рекомендациям Росстата;
  • на величину инфляции, указанную в законе о федеральном бюджете или бюджете того региона, на территории которого работает предприятие.
  1. Индексация не считается повышением зарплаты, поскольку ее реальное содержание при этом остается неизменным.

Для ее реализации достаточно издать соответствующий локальный нормативный акт со ссылкой на ст. 134 ТК РФ, в котором дается указание провести соответствующую индексацию. Не имеет значение, предусмотрено ли трудовым договором условие об индексации заработной платы или нет.

В соответствии со ст.133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается на всей территории РФ и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.  В субъектах Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации (ст.133.1 ТК РФ).

Размер минимальной заработной платы в  субъектах Российской Федерации устанавливаются для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета

11 ноября  2018 года вступил в силу приказ Министерства труда и социального развития  Краснодарского края от 31.10.2018 года № 1654  «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за 3 квартал 2018 года». Указанным приказом установлена новая величина прожиточного минимума для трудоспособного населения – 11 059 рублей.  

Минимальная заработная плата в Краснодарском крае устанавливается в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в месяц.

В соответствии с пунктом 1.8 Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Краснодарском крае на 2018-2020 годы определено, что  в случае снижения уровня величины прожиточного минимума для трудоспособного населения уменьшение размера минимальной заработной платы в крае не производится. Напомним, что ранее (с 12.08.2018 года) величина прожиточного минимума для трудоспособного населения составляла 11 185 рубля.      В связи с этим работодатель при установлении размера минимальной заработной платы должен исходить из величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в размере 11 185 рублей.

Пунктом 1.7 Регионального  соглашения установлено, что индексация размера минимальной заработной платы в крае производится с учетом роста величины прожиточного минимума для трудоспособного населения с первого числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу приказа министерства труда и социального развития Краснодарского края, устанавливающего величину прожиточного минимума.

Работодателям необходимо обратить особое внимание на то, что минимальная заработная плата может устанавливаться за труд неквалифицированного работника полностью отработавшего  нормы рабочего времени в нормальных условиях труда, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.