закрыть
меню
поиск по сайту
закрыть
16 октября 2015 (18:46)

Новороссийцы оценили качество дополнительных образовательных услуг

В октябре 2015 года в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования, действующих на территории городского округа, был проведен опрос общественного мнения. Анкета для проведения опроса родителей детей, посещающих учреждения дополнительного образования, дополнительно включала следующие тематические блоки: характеристика получаемого ребенком дополнительного образования; мотивация выбора учреждения; мотивация выбора программы дополнительного образования; оценка условий и организации учебного процесса; оценка эффективности и характеристика влияния на развитие ребенка получаемого ребенком допобразования.

        Респондентам предлагалось оценить достаточность предлагаемых дополнительных услуг, как в УДОД, так и на базе общеобразовательных учреждений (в школах). По мнению большинства опрошенных (75,5%) набор услуг, предлагаемый в школах, позволяет осуществить выбор в соответствии с потребностями, интересами, способностями ребенка. При оценивании набора услуг, предлагаемых в УДОД, численность тех, кто считает набор услуг вполне достаточным, несколько выше и составляет 85,5%. При этом доля неудовлетворенных спектром предлагаемых услуг весьма невелика (5,5%). Исходя из этого, можно утверждать, что и  в УДОД, и в общеобразовательных школах предлагается достаточный набор услуг.

         Состав участников опроса представлен родителями, чьи дети посещают творческие объединения художественно-эстетической (25,5%), физкультурно-спортивной (22,3%), научно-технической (19,1%), естественнонаучной (12,2%) и интеллектуально-познавательной (10,5%) направленностей. Именно эти направления оказания образовательных допуслуг по данным мониторинга являются наиболее востребованными. Как показывает практика,  родители готовы платить за дополнительные услуги, способствующие развитию детей. Они  позитивно относятся и к тому, что ребенок дополнительно занимается в стенах того учреждения, где он получает основное образование.

         При выборе программы дополнительного образования родители отталкиваются от результата, который они хотят получить. Как показал опрос, 68,5% респондентов считают, что вовлеченность в процесс получения дополнительного образования будет способствовать разностороннему развитию личности ребенка, умению планировать свое время. Такой навык, несомненно, пригодится ему в будущем.  Каждый третий (30,2% респондентов) отметил занятость ребенка в свободное от учебы время, что помогает решать проблемы профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде. По мнению 15,5% респондентов развитие склонностей, способностей и интересов ребенка будет способствовать его профессиональному самоопределению, подготовке к будущей профессии или продолжению образования после школы.

       При оценке влияния дополнительного образования на успеваемость в школе 56,8% респондентов отметили его позитивный характер (повышение школьной успеваемости) и  34,2% опрошенных выразили уверенность в том, что  допобразование оказывает скорее позитивное влияние.

         По мнению 65,2% опрошенных, во всех учреждениях дополнительного образования созданы условия для полноценного развития детей. Наиболее слабая материальная база сохраняется в объединениях  дополнительного образования, созданных на базе учреждений культуры. Здесь же зафиксировано наибольшее количество нареканий к санитарно-гигиеническому состоянию помещений.

          Потребители услуг в целом удовлетворены взаимоотношениями педагогов  с детьми, администрации учреждения и педагогов с родителями (законными представителями), квалификацией педагогов. Родители уверены, что для развития талантов их ребенка в учреждении созданы прекрасные условия (89,5% респондентов). Воспитательную  работу в учебном коллективе родители оценивают также высоко (68,5% опрошенных). 78,4% респондентов особо отметили доброжелательность и тактичность преподавателей. Стилем взаимодействия с администрацией учреждений и педагогами удовлетворены 86,5% респондентов. Однако необходимо отметить, что 28,5% опрошенных родителей крайне редко посещают учреждение (родители учащихся в возрасте от 12 до 16 лет), 36,4% респондентов нерегулярно общаются с педагогом.

На контрольный вопрос: «Есть ли у Вас возможность ознакомиться с информацией о деятельности учреждения?», респонденты отметили, что информацию об учреждении можно увидеть на информационных стендах в самом учреждении (55,5% респондентов), можно получить от администрации, педагогов учреждения (25,2%), ознакомиться на сайте учреждения (19,0%). Сведения о содержании дополнительных услуг, популярности того или иного направления допобразования основная масса родителей получает от знакомых и родственников, чьи дети уже посещают подобные объединения (58,5%) и в школе, где обучается ребенок (31,5%), сетью Интернет пользуется для этих целей 10% респондентов. Контент-анализ сайтов УДОД показал, что они  содержат доступную и полную информацию для всех пользователей о деятельности муниципальных  учреждений дополнительного образования города.

         Специфика деятельности УДОД, несомненно, влияет на выбор форм оценки результативности образовательного процесса. Спортивно-техническая направленность определяет высокий процент соревнований, в творческих коллективах критерием результативности является количество  постановок и концертов. Традиционно популярны конкурсы и соревнования разных уровней. В  стенах  УДОД проходят городские конференции, соревнования, мастер-классы с привлечением профессионалов из разных городов России, а также олимпиады по техническому творчеству. На базе школ работают более 50 видов кружков и секций по различным направлениям. Преподаватели и классные руководители организуют культпоходы в театры и на выставки, экскурсии в музеи города и туристические поездки по городам России, организуют выезды детей на природу, конкурсы и праздники, встречи с депутатами и интересными людьми.

         Результаты проведённого опроса свидетельствуют о том, что наличие разнообразных программ допобразования позволяет практически в полной мере удовлетворять образовательные запросы родителей и детей. Таким образом, качество дополнительных услуг, оказываемых в муниципальных образовательных учреждениях города, по мнению опрошенных, в целом соответствует действующим стандартам. Неприемлемо низкий уровень качества услуг в системе дополнительного образования социологами ГСЦ не зафиксирован. Однако важно отметить, что  уровень осведомленности родителей о наличии в учреждениях дополнительного образования органов родительского соуправления остается довольно низким.