В марте 2017 года специалисты ГСЦ провели социологический опрос, цель которого изучение оценки инвалидами и маломобильными горожанами (мамы с колясками, пожилые люди) состояния доступности приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности, т.е. выявление сфер жизнедеятельности, в которых, по мнению инвалидов и маломобильных горожан, присутствуют проблемы, связанные с доступностью объектов и мешающие их интеграции в общество.
Согласно программе исследования, анализу подверглась степень мобильности респондентов в следующих пространственных ареалах: жилые объекты (дом, квартира – улица), социально значимые объекты, общественный транспорт, возможность получения информационных и иных услуг.
Среди информантов оказались престарелые граждане, женщины с детьми младенческого возраста, а также люди с медицинскими диагнозами: артроз нижних конечностей, травмы спины, нарушение зрения различной тяжести, малолетние инвалиды, а также респонденты, участвовавшие в опросе в 2012 г. Большинство из респондентов передвигаются, используя вспомогательные приспособления (инвалидное кресло, трости, костыли).
Проблемы перемещения по городу, самостоятельного посещения объектов социальной инфраструктуры наиболее остры для инвалидов – колясочников. Для половины из них (55,5%) передвижение в городской среде весьма затруднительно и проблематично; каждый третий колясочник (35,8%) не может самостоятельно посещать необходимые учреждения, магазины, места отдыха и считает это очень острой личной проблемой.
Важной составляющей жизни любого человека является его культурный досуг, участие в культурной жизни социума и просто отдых. Именно эта сфера жизнедеятельности позволяет индивидууму более полно усвоить нормы, ценности, идеалы, превалирующие в обществе. Приобщение к культурным ценностям играет не только большую воспитательную роль, но и поддерживает эмоциональную сферу человека, что особенно важно для людей с ограниченными жизненными возможностями. Нужно заметить, что уровень посещаемости инвалидами учреждений культуры весьма невысок из-за отсутствия полноценных условий. Кроме того большинство инвалидов города хотели бы отдыхать совместно со всеми горожанами, однако отмечают, что это практически невозможно.
Необходимо подчеркнуть, что физическая культура и спорт пока не вошли в систему приоритетных жизненных ценностей инвалидов – только каждый пятый инвалид отметил, что нуждается в этих занятиях. Среди самых молодых инвалидов потребность в спорте, конечно, выше, однако активность участия инвалидов в спортивных соревнованиях и турнирах, проводящихся для них в городе, довольно низкая. При том, что более 60% инвалидов Новороссийска осведомлены о том, что в городе проводятся спортивные соревнования для инвалидов, только треть принимали в них участие, абсолютное большинство из них, молодежь.
Низкий уровень толерантности здоровых граждан к инвалидам является тем «барьером» общественной среды, не преодолев который практически невозможно решить все остальные задачи по созданию комфортных жизненных условий для инвалидов.
Опрос показал, что чаще всего, инвалиды, проживающие в Новороссийске, нуждаются в помощи при решении жилищно-коммунальных вопросов. Очевидно, что решить жилищный вопрос им труднее, чем остальным. Труднее приобрести недвижимость, труднее оплатить жилье и коммунальные услуги, защитить свои права в спорах с УК и получить положенную им помощь. Далее по значимости следуют медицинские услуги и поддержка муниципалитета.
Повышение уровня комфортности городской среды для людей с ограниченными возможностями – задача комплексная. Доступность объектов социальной инфраструктуры существенно влияет на повышение уровня и качества жизни инвалидов, способствует их успешной интеграции и адаптации в общественной среде. В этой связи учреждения социальной сферы должны быть максимально обеспечены специальными приспособлениями для обеспечения инвалидам беспрепятственного доступа к приоритетным для них объектам жизнедеятельности.
По мнению инвалидов, в первую очередь необходимо благоустроить подходы и подъезды к домам, больницам и поликлиникам, привести в порядок и оснастить дополнительными приспособлениями дороги, тротуары, переходы через транспортные пути. При этом необходимо, прежде всего, добросовестно и своевременно очищать территорию города от снега и льда в зимнее время года. В городе со столь сложным рельефом жизненно необходимо позаботиться о нормальном состоянии лестниц, которые в обязательном порядке должны быть снабжены перилами и пандусами. В жилых домах, больницах и поликлиниках должны бесперебойно работать лифты, при этом их габариты должны позволять перемещаться в них на инвалидной коляске.
Социологический опрос показал, что наблюдается положительная тенденция роста уровня доступности социально значимой среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения (количество средних оценок составляет 45,0% против 19,5% в 2012 году) в городе Новороссийске. Однако треть респондентов считают, что формирование безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями по-прежнему находится на низком уровне. Несмотря на различные начинания и действия властей, инвалиды продолжают сталкиваться с барьерами на пути их участия в жизни общества в качестве равноправных членов и с нарушениями их прав человека.
При обобщении причин возникновения препятствий и у людей с инвалидностью, и у маломобильных граждан их можно обусловить отсутствием совершенно элементарных вещей, которые становятся «ловушками» для них. Подъезды и лестницы не оборудованы лифтами, перилами и пандусами; пространство города предназначено преимущественно для машин, а не для человека; тротуары покрыты ямами, выбоинами, открытыми люками или становятся проезжими; высокие бордюры, пандусы, установленные с нарушением норм доставляют массу неудобств в повседневной жизни практически всем гражданам.
Это связано с тем, что ключевые объекты социальной инфраструктуры остаются до сих пор труднодоступными для инвалидов и маломобильных групп населения. При этом к числу таких объектов относятся государственные (муниципальные) учреждения и учреждения здравоохранения, которые призваны играть ведущую роль в процессе реабилитации и социальной интеграции инвалидов.
В ходе исследования выяснилось, что на сегодняшний день практически все объекты торговли и социального назначения используют отражающие наклейки на стеклах и дверях, и имеют пандусы, правда, далеко не всегда требуемого стандарта. Кроме того повсеместно появились специально выделенные дорожки, выложенные плиткой желтого цвета, на дверях учреждений стали появляться таблички с текстом Брайля для инвалидов по зрению. В городе появилось несколько единиц низкопольного общественного транспорта. Все эти нововведения отмечают респонденты и приветствуют их внедрение. Однако, по мнению большинства опрошенных, этого недостаточно. Суммируя все мнения, можно выделить следующие отрицательные аспекты:
- Как и ранее городской пассажирский транспорт, и транспортные коммуникации по-прежнему не приспособлены к потребностям инвалидов и иных маломобильных групп населения. Необходимо продолжать модернизацию транспортных и иных городских систем.
- 45,4% информантов-инвалидов отметили наличие застарелых коммунальных проблем, отсутствие элементарных бытовых условий. Респонденты нуждаются в помощи при решении жилищных и коммунальных проблем, в улучшении жилищных условий, в том числе в ремонте и реконструкции.
- При проектировании и создании материального игнорируются требования о его доступности. При разработке стандартов и норм, регулирующих доступность для инвалидов, консультации с организациями инвалидов не проводятся.
- Контроль за соблюдением стандартов при строительстве пандусов и реконструкции уже имеющихся, по мнению респондентов, ведется формально.
- Большинство инвалидов по-прежнему испытывают психологические трудности и проблемы с интеграцией в городское сообщество. Наряду с эмоциональными проблемами они сталкиваются с недоступностью спортивных сооружений, полноценного отдыха в рекреационных зонах города, а также с невозможностью приобщаться к культурным ценностям.
- Процесс трудоустройства, которое не только активно социализирует инвалидов, но и дает возможность улучшить свое материальное положение, остается по-прежнему малодоступным.
История формирования безбарьерной среды на территории Новороссийска свидетельствует о том, что программа «Доступная среда» пусть и медленно, но реализуется. Большинство инвалидов верят, что муниципальная власть сумеет сформировать в городе комфортную, «безбарьерную» среду, создаст необходимые условия для повышения уровня и качества жизни людей с ограниченными возможностями. Однако для успеха нужны, по меньшей мере, две вещи: разбудить общество и сформировать установки на понимание проблем инвалидности и четкое исполнение требований доступности социальных и других объектов инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями всех категорий, обозначенных нормативными документами. К сожалению, по мнению абсолютного большинства респондентов, именно эти принципы в Новороссийске соблюдаются отнюдь не повсеместно.