закрыть
меню
поиск по сайту
закрыть
18 августа 2018 (10:15)

От оздоровления финансов к бюджету развития

Как можно оценить на сегодняшний день развитие муниципального образования город Новороссийск?

Из-за недополученных доходов в городской бюджет после периода кризиса 2008 года муниципальный долг достигал высокой отметки. На сегодняшний день ситуация в городеНовороссийске кардинально  поменялась. Один из главных финансовых результатов прошлого года, по нашему мнению, – это получение дополнительных доходов. Город Новороссийск занимает лидирующие позиции по темпам роста доходов. Первое место среди  городских округов и четвертое место среди 44 муниципальных образований.

Развитие города по всем направлениям стремится вверх. Увеличены поступления в городской бюджет за три года по налогу на прибыль в 1,6 раза, по налогу на имущество физических лиц в 1,8 раза, по земельному налогу физических лиц в 2,6 раза, по прочим неналоговым доходам в 1,5 раза.

Мы полностью избавились от кредиторской задолженности и дефицита бюджета, соответственно можем себе позволить вкладывать средства в развитие города.

Что можно сказать о собственных доходах муниципального образования г.Новороссийск? Есть ли динамика роста?

За период 2016 - 2018 год рост налоговых и неналоговых доходов в бюджет муниципального образования город Новороссийск составил 115,8 % или увеличены поступления на 557,6 млн. рублей.

 Фото 1. Динамика роста собственных доходов за период 2016-2018гг.

 

 Какие меры принимаются для роста и развития финансового состояния муниципального образования г. Новороссийск?

Благодаря совместной работе, организованной с контролирующими структурами, особенно эффективному администрированию налоговых платежей со стороны ИФНС по г. Новороссийску, в том числе активному проведению Межведомственной комиссии по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины, за три года мобилизовано недоимки в городской бюджет 105 млн. рублей.

По итогам проведенной в 2017 году оценки эффективности налоговых льгот (пониженных ставок), предоставленных на территории муниципального образования по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, принято решение об отмене двух налоговых льгот по земельному налогу муниципальным и краевым учреждениям, отмена которых с 01 января 2018 года позволила привлечь в городской бюджет более 60 млн. рублей.

В целях обеспечения достоверного учета объектов недвижимости в течение 2017 года проводились мероприятия по инвентаризации объектов недвижимости и земельных участков. С целью увеличения налогооблагаемой базы на территории муниципального образования реализуется проект по выявлению и вовлечению в налоговый оборот объектов индивидуального жилищного строительства, не состоящих на кадастровом и налоговом учете.

В целях недопущения снижений поступлений по арендной плате за землю в 2017 году из-за снижения кадастровой стоимости увеличены ставки арендной платы на земельные участки, используемые под коммерческие цели с 2,5% до 3,5%, что позволило восполнить потери бюджета на 41 млн. рублей.

Развитие новых 5 платных услуг в 2017 году позволило обеспечить дополнительно в городской бюджет 14,3 млн. рублей за счет поступления за найм неприватизированного жилого фонда, по договорам использования опор не по прямому назначению, проведения конкурса и получение платы за размещение нестационарных торговых мест, взимание платы за возмещение вреда, за перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов, компенсационной плате за вырубку зеленых насаждений.

В целях повышения эффективности управления муниципальными активами проводится оценка потенциала прибыльности муниципальных унитарных предприятий, по результатам которой размер части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей увеличен с 25 процентов до 30%, что позволило дополнительно получить года в городской бюджет 3 млн. рублей.

Мы не могли допустить дальнейший рост муниципального долга, и было принято решение о снижении процента по обслуживанию. На сегодняшний момент Новороссийск вошел в рейтинг самых низких процентов по стране, с 2013 года удалось снизить процентную ставку почти в 2 раза с 13,3 % до 7,76%. На начало года удалось снизить процент муниципального долга к собственным доходам города до 77,7 % а уже сейчас до 69,6%.

 

Для обеспечения стабильной работы муниципального образования город Новороссийска ежегодно проводится колоссальная работа по оптимизации бюджетных расходов.

 

В 2010-2017 годах проведен анализ дублирующих функций исполнительных органов власти муниципального образования город Новороссийск, по отрасли «Образование» ставки совместителей были сокращены.

В результате проведенной работы штатная численность муниципальных служащих сокращена на 117 единиц, или 21% от общего штата.

Муниципальными учреждениями муниципального образования город Новороссийск в 2013-2017 годах в результате оптимизации расходов получен экономический эффект в сумме 1 468,1 млн.рублей, в том числе за счет:

  • Экономии при закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города более 500 млн.рублей, количество участников на торгах выросла в 2,3 раза и составило в средне 12 претендентов на один контракт;
  • Ликвидации, реорганизации учреждений и их структурных подразделений, оптимизации штатных расписаний (184,3 млн.рублей);
  • Экономии энергоресурсов, коммунальных услуг и материальных затрат, оптимизации расходов (622,7 млн.рублей).

Проведен анализ площадей помещений, занимаемых органам исполнительной власти муниципального образования город Новороссийск и подведомственными им муниципальными учреждениями муниципального образования город Новороссийск, а также расходов на содержание (аренду) этих помещений. Проведено сокращение арендуемой площади на 680,9кв метров, экономия от аренды этих помещений составила 5,6 млн. рублей.

Проведена работа по экономии энергоресурсов, в целях чего в муниципальных учреждениях были установлены тепловые счетчики, а позднее установлены реле температуры.

В целях экономии водопотребления, было принято решение об установке аэраторов на смесители и ограничителей слива для сливных бачков унитазов.

Проведена работа по оптимизации численности работников социальной сферы: в соответствии с «дорожными картами» по повышению эффективности и качества услуг в отраслях социальной сферы уменьшена на 1 576,84 штатных единиц, экономический эффект составил 95,7 млн. рублей.

При этом, в первую очередь, мы ставим не просто сокращение, а выстраивание эффективной сети, освобождаясь от нежизнеспособных в действующих условиях подразделений.

 

В 2018 году запланировано сократить расходов в общей сумме 921,8 млн. рублей, что на уровне объема фактически сэкономленных средств за предыдущие 3 года 2015-2017гг.

 

Касаясь инвестиционной привлекательности, что делается в городе для её повышения?

В городе реализуется муниципальная программа «Формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования город Новороссийск». В 2017 году подписано  14 соглашений на объем инвестиций 33,69 млрд. рублей. Рост объема инвестиций за период 2016-2018гг. равен 102,5 %. План на 2018 год составил 33,65 млрд. рублей.

Заключенные соглашения позволят реализовать проекты, направленные на расширение существующих производств.

За последние 3 года в рамках заключенных соглашений реализовано 5 соглашений на общую сумму 2,89 млрд.рублей, это такие соглашения, как:

  • Комплекс по переработке сельскохозяйственной продукции на сумму 30млн. рублей, инвестор – ООО «Долина Семигорья»;
  • Строительство жилого комплекса «Кристалл» на сумму 500 млн. рублей, инвестор – Агалоян А.Ш.;
  • Административно-учебное здание на сумму 479,8 млн. рублей, инвестор – ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря»;
  • Строительство второй очереди ТЦ «Красная Площадь» на сумму 1844 млн. рублей, инвестор – ООО «Ромек –Кубань Юг»;
  • Реконструкция автозаправочной станции на 40 млн.рублей, инвестор – ООО «ЛУКОЙЛ – Югнефтепродукт».

Всего в настоящее время на территории МО реализуются 36 соглашений о намерениях по реализации инвестиционных проектов на общую сумму 178,9млрд. рублей.

На Российском инвестиционном форуме 15-16 февраля 2018 года муниципальным образованием город Новороссийск заключено 8 соглашений на общую сумму 15 млрд.рублей:

  • Реконструкция перевалочных мощностей ОАО «ИПП» с развитием НВРЗ на сумму 3087 млн. рублей, инвестор – ПАО «Новороссийский морской торговый порт»;
  • Строительство гостиницы на сумму 350 млн. рублей, инвестор – ООО «Территория Абрау-Дюрсо»;
  • Торгово-развлекательный комплекс GreenPark на сумму 400 млн. рублей, инвестор – ООО «Торговый Центр «Южный»;
  • Комплексное развитие территории сумму 900 млн. рублей, инвестор – ООО «Порткомплектимпекс»;
  • Комплексное развитие квартала на сумму 600 млн. рублей, инвестор – ООО «Порткомплектимпекс»;
  • Строительство логического центра на сумму 1800 млн. рублей, инвестор – ЗАО «Цемдолина»;
  • Перенос промышленного предприятия из Центрального района на сумму 5600 млн. рублей, инвестор – ООО «Демис»;
  • Комплексное развитие территории на сумму 2300 млн. рублей, инвестор – ИП Погосов Н.В.

Также планируется реализация «умного» уличного освещения, это энергосервисный контракт, который мы планируем начать реализовывать с 01 ноября 2018 года. Проект позволит не только сэкономить денежные средства, система даст возможность выбирать режимы освещения в зависимости от времени суток и климатических условий, контролировать сбор данных и параметров сети, нагрузки на сеть в режиме реального времени, отслеживать незаконные подключения. А также позволит провести полную инвентаризацию опор наружного освещения, так как провайдер будет заинтересован, в рамках инвестконтракта, охватить большее количество опор своим оптоволокном. Кроме того в последующем времени это позволит нам получать дополнительный доход от аренды до 10 млн. рублей. Экономия затрат на уличное освещение до 60% в год, это 40 млн. рублей.

В сложившихся условиях инвестиционный потенциал МО город Новороссийск продолжает оставаться на высоком уровне.

Оказывается ли поддержка малому и среднему бизнесу?

Значительное внимание и поддержка оказывается малому и среднему бизнесу. Новороссийск продолжает удерживать лидирующие позиции по введению нового опыта.  Город первымв крае, создалковоркинг – центр, это пространство, оборудованное всем необходимым для трудовой  деятельности  малого  бизнеса или  «офис»  на  прокат. Предприниматели  и  все  желающие  смогут  получить  консультации  юристов, бухгалтеров,  принять участие  в  семинарах  и  тренингах, отдохнуть, пообщаться и поделиться  опытом. На развитие  малого и среднего бизнеса в 2018 году предусмотрено 2,8 млн. рублей, в том числе на создание коворкинг - центра 2,4 млн.рублей. Планируется обучить и оказать помощь 600 молодым предпринимателям.

С целью стимулирования бизнес-активности и реализации проектов по развитию реального сектора экономики и диверсификации отраслей экономики, с учетом запросов бизнес - проводятся мероприятия по донастройке налоговой системы в части местных налогов. Рассматривается вопрос о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу для лиц, реализующих инвестиционные проекты, направленные на развитие промышленного потенциала, развития производств, имеющих высокую добавленную стоимость и направленных на создание новых рабочих мест, в том числе в отрасли «Сельское хозяйство».

 

Насколько бизнес готов, в свою очередь, идти навстречу муниципальным властям? Какие есть примеры МЧП?

В городе активно реализуется работа по инициативному бюджетированию. Целью проекта является участие жителей, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории города, в процессах принятий решений на местном уровне и усиление гражданского контроля над деятельностью органов местного самоуправления.

Что дает власти поддержка данных проектов?

Во-первых, с помощь­ю инициативного бюджетирования решаются наиболее злободневные проблемы, вызывающие социальную напряженность.

Во-вторых, инициируется участие граждан в решении проблем местного значения через работу в бюджетных комиссиях, проектных командах, голосование при определении приоритетов расходования бюджетных средств и т. д.

В-третьих, обеспечивается софинансирование гражданами и бизнесом (до 30%) отобранных для реализации проектов. Кроме того, население, сопричастное к реализации отобранного проекта, осуществляет общественный контроль над его реализацией, последующей эксплуатацией и сохран­ностью построенных объектов. Повышается уровень доверия к власти за счет увеличения прозрачности управленческих решений и снижения уровня коррупции. Снижается угроза социальной напряженности. В целом же практика инициативного бюджетирования позволяет существенным образом увеличить эффективность расходования бюджетных средств.

А что получают граждане, участвуя в данных проектах?

Во-пер­вых, возможность решать насущные проблемы.

Во-вторых, эффективный инструмент мобилизации совместных усилий, реализуемый при поддержке властных институтов.

В-третьих, значительное по объемам финансирование от государства на принципах софинансирования.

В-четвертых, возможность улучшения среды обитания. И наконец, достоверную и своевременную информацию о бюджетном процессе на региональном и местном уровнях.

Чаще всего поддерживаются и софинансируются проекты ремонта дорог и организации водоснабжения (51% от общего числа всех реализованных инициатив), далее следуют проекты ремонта объектов культурной инфраструктуры (14%) и благоустройства территории поселений (10%), проекты обустройства мест отдыха и детских площадок (7%) и объектов спортивной инфраструктуры (6%), завершают список проекты организации освещения, противопожарных мероприятий, благоустройства мест захоронений.

 Как работает этот механизм?

Механизм работы прост, необходимо провести собрания инициативных групп населения, где решить вопрос о том, какой проект общественной инфраструктуры они считают приоритетным, и договориться о софинансировании. Затем подать заявки, которые будут рассматриваться на конкурсной основе. После проведенияконкурса проектов будут проведены торги и заключены контракты. Сразу после этого начинается реализация проекта, который после завершения торжественно открывается.

Правовой режим привлечения средств граждан и предприятий к финансированию проектов — один из основных вопросов реализации инициативного бюджетирования. Важно, кто инициирует проект. Если граждане — то поднимать вопрос о финансовом участии населения муниципалитета корректнее, чем в случае, когда инициатива исходит от руководства муниципального образования. Привлекать средства граждан можно двумя способами:

  • самообложение граждан;
  • заключение договоров пожертвования с юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Однако, как показывает практика,  не всегда для реализации проектов получается собрать необходимую сумму средств с населения. На субботниках жители города расчищали площадки, ремонтировали беседки, собирали и устанавливали детский игровой городок, скамейки, урны, светильники. В результате вклад населения в виде денежных средств составил всего 29 тыс. руб., что в 5–8 раз меньше изначально запланированной суммы. Такой путь решения проблемы позволил сформировать желаемую вовлеченность населения, не имеющего достаточного уровня доходов, чтобы «участвовать рублем». Однако и в случае «трудового» вклада в проект обязательным является добровольность и инициативность каждого из участников.

На сегодняшний день разработано постановление «Об утверждении Положения по применению инициативного бюджетирования в муниципальном образовании город Новороссийск», который позволит увеличить количество проектов, а так же расширить сферу их реализации.

Самой главной проблемой будет организовать население, мотивировать его на активную деятельность. А начать можно с обустройства дворов, жители многоквартирных домов выступают даже не как спонсоры, а как собственники, поскольку придомовая территория, как правило, принадлежит им.

Какие результаты мы ожидаем от такой деятельности?

Как показывает практика, применением инициативного бюджетирования достигаются следующие эффекты:

  • Рост удовлетворенности населения качеством социальных услуг.
  • Минимизация иждивенческих настроений со стороны населения и активизация его участия в местном развитии, укрепление взаимного доверия населения и органов местного самоуправления.
  • Эффективность бюджетных решений:
  • Проекты экономичнее из-за вовлечения населения. Кроме того, такие объекты бережнее эксплуатируются.
  • Методика инициативного бюджетирования — это управленческий инструмент, позволяющий выявлять самые острые и насущные вопросы на местах, часто невидимые из центра, требующие немедленного вмешательства.
  • Замена аварийных балконов

В рамках реализации муниципальных программ по замене аварийных балконов на территории городского округа в 2016 году проведена замена 25 аварийных балконов на условиях софинансирования с участием жителей. Финансирование составило 3,4 млн. рублей, из них:

  • Средства муниципалитета 1,9 млн. рублей
  • Средства собственников 1,5млн.рублей

Также реализуются проекты муниципального частного партнерства:

  • Бетонирование «Народная стройка»;

Были привлечены благотворительные денежные средства со стороны ОАО «Новоросцемент» и ООО «НК-Монолит», а также производились добровольные взносы со стороны жителей города Новороссийска. В результате совместно с жителями выполнены работы на 96 объектах.

По программе за период 2016-2018 гг. бетонирование дорог методом «народной стройки» произведено устройство дорожного полотна протяженностью около 43 км, общим объемом 37000 , на сумму 110 млн. рублей. На 2018 год запланирован ремонт 42 улиц города.

По итогам Всероссийского конкурса «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России» нашему городу вручен Диплом Правительства Российской Федерации IIIстепени.

Огромную поддержку в плане повышения качества жизни населения стала инициированная  Президентом РФ программа «Формирование комфортной среды», в рамках которой в городе осуществляется местная программа «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования город Новороссийск». В  2017 году благоустроили 18 дворовых территорий и 6 мест общественного пользования. Уже сегодня,  насчитано 19 и 10 соответственно

  • Строительство дороги Абрау-Дюрсо;

В целях содействию деятельности в сфере безопасности граждан на дорогах, в начале весны 2016 года был проведен капитальный ремонт автомобильной дороги Абрау-Дюрсо. Несмотря на то, что ширина дороги осталась прежней, тем не менее, езда здесь стала более безопасной и комфортной. Привлечены благотворительные средства от АО «Черномортранснефть» в размер 34 млн. рублей, от ООО «Газпром трансгаз Краснодар» 500тыс. рублей, от ООО «Электронавигационная камера» 5 млн. рублей.

 Газоснабжение населенных пунктов;

Осуществляется ряд мероприятий по реконструкции существующих и строительству новых объектов газоснабжения.  По заявкам граждан, которые принимаются администрацией внутригородских районов, прокладываются газопроводы в населенные пункты на условиях софинансирования. Механизм софинансирования работает так, что город прокладывает до населенного пункта газопропровод за счет средств бюджета, а население в свою очередь  за свой счет производит врезку и подводит к своему дому.

 

  • Дворец олимпийских видов спорта «Черноморский»

Для завершения строительства и оснащения Дворца олимпийских видов спорта «Черноморский» необходимо более 500 млн. рублей. Помощь городу в строительстве оказывает АО «Черномортранснефть» на сумму 100 млн. рублей и ПАО «Новороссийский морской торговый порт» на сумму 30 млн. рублей.

В рамках концессионного соглашения  о муниципальном частном партнерстве с Федеральной хоккейной лигой в 2019 году планируется создание Хоккейной лиги.

Стоит отметить, что МО г.Новороссийск применяет методы импортозамещения. За счет замены импортных строительных материалов на отечественного производителя экономия составила более 133 млн. рублей. В Дворце олимпийских видов спорта «Черноморский» были замещены такие строительные материалы как: фасадная система «OBISSONE» на панели из оцинкованной стали с полимерным покрытием «Полиэстер» экономия составила (95 млн. рублей), гранитные полы на керамогранит (1,7 млн. рублей), акриловое покрытие «NANTEN» на «Полимеретоун» (800тыс. рублей), латексная краска импортная на «Баларс» (88 тыс. рублей), плитка Sera-POOLна аналог отечественного производства (1 200 тыс. рублей), акустическая потолочная система EcophonSoloBaffleна АмстронгEcophonFocusE( 5 800 тыс. рублей), Спортивный паркет «JunekereUNDBAT 110» на CiaboSport«Спортивные Технологии» (22 млн. рублей).

  • Строительство «Лукодрома», «Теннисных кортов»;

Инвестором в этих проектах выступает ООО «Каспийский трубопроводный консорциум», планируется привлечь для строительства «Лукодрома» дополнительные средства на сумму 13,9 млн. рублей и для оснащения спортивных «Теннисных кортов»  на сумму 34,9 млн. рублей

  • Новые автобусы для школьников;

 Огромную помощь городу оказал ООО «Каспийский трубопроводный консорциум» на 21,9 млн. рублей.  Предприятием были приобретены школьные автобусы для замены машин, отслуживших свой срок эксплуатации, планируется, что они будут  перевозить школьников из сельских поселений: Глебовское, Цемдолины, станицы Натухаевской и поселка Верхнебаканский.  

  • Новые остановочные комплексы.

В рамках  подписанного инвестиционного контракта в городе установлено 65 торгово-остановочных павильона в едином формате. Все оснащены за счет инвестора видеокамерами, тревожными кнопками и поддерживаются в санитарном состоянии. Кроме того, оснащены электронным табло с расписанием движения маршрутов. В бюджет города дополнительно поступят доходы от аренды торговых точек в сумме 5 млн. рублей.

Концепция торгово-остановочных комплексов и их цветовая гамма установлены арендатором в едином формате. Места ожидания транспорта стали комфортными и функциональными. На объектах находятся исключительно «правильные» арендаторы, там нет рюмочных, пивных и другой негативной торговли. Бюджет города сэкономил 25 млн. рублей в результате взаимовыгодного инвестиционного контракта.

Какие новые направления осуществляются для развития города?

Для решения задач социально-экономического развития города одним из эффективных инструментов муниципального управления является социальный аутсорсинг.

Сегодня в муниципальном образовании город Новороссийск сформированы и успешно реализуются некоторые социальные услуги, переданные на исполнение немуниципальным организациям в сферах образования, спорта, культуры и социальной политики:

  • Присмотр и уход за детьми дошкольного возраста;
  • Реализация усовершенствованной общеобразовательной программы общего образования;
  • Реализация общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • Организация летнего отдыха и оздоровления детей;
  • Обеспечение профессиональной специализированной круглосуточной охраной учреждений;
  • Обеспечение подвоза учеников проживающих и обучающихся в сельской местности;
  • Организация питания;
  • Организация питания и дополнительных общеразвивающих программ в школьных лагерях;
  • Внедрение эффективных практик развития ранней диагностики, социализации и реабилитации детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья;
  • Грантовая поддержка социально-значимых проектов СО НКО;
  • Оказание содействия развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья(услуги кинезиотерапии и иппотерапии);
  • Тьютерское сопровождение детей с расстройством аутистического спектра.

Разработка данных мероприятий является значимым этапом в решении задач модернизации социальной сферы, расширении масштабов участия организаций негосударственного сектора в предоставлении социальных услуг гражданам. Они призваны решить задачу повышения качества услуг, предоставляемых гражданам, увеличить их доступность, и при этом само внедрение негосударственных организаций к предоставлению услуг необходимо сделать за счет внедрения конкурсных механизмов.

 Это позволит муниципалитету более эффективно решить задачи социально-экономического развития города, повысить рейтинг города

 

Готов ли город Новороссийск,в том числе и с точки зрения наличия ресурсов и возможностей, к такому ускоренному движению вперед?

Прорыв в развитии города виден не вооруженным глазом. Все последнее время мы закладывали основу для таких высоких результатов. Впервые, от стабилизации мы идем к развитию бюджета. Все дополнительные финансовые ресурсы мы будем направлять на решение первоочередных для города задач, в том числе по строительству и ремонту социальных и инфраструктурных объектов.

Все вышесказанное напрямую зависит с реализацией стратегий на 2030г., которая подразумевает под собой развитие человеческого капитала, укрепления здоровья граждан и строительства спортивных сооружений.

Таким образом, отвечая на вопрос, готов ли город к такому ускоренному движению вперед, мы ответим: «Всегда готов!».