закрыть
меню
поиск по сайту
закрыть
01 октября 2018 (14:05)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по обращению с отработавшими покрышками

  1. Сведения о методических рекомендациях

   1.1. Подготовлены департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края.

1.2. Разработаны с учетом основных положений:

Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ);

распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 года № 1589-р (далее - распоряжение № 1589-р);

распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2015 года № 1886-р (далее – распоряжение № 1886);

ГОСТ Р 54095-2010. Ресурсосбережение. Требования к экобезопасной утилизации отработавших шин.

 

  1. Область применения методических рекомендаций

 

Настоящие  методические рекомендации предназначены для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг (выполнение работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, а также для сотрудников органов местного самоуправления, курирующих данную сферу.

 

  1. Введение

 

Отработавшие покрышки, шины и камеры шин относятся к малоопасным отходам (IV класс опасности).

Отработавшие покрышки, шины и камеры шин разлагаются в естественной природной среде в течении длительного периода времени. Их контакт с дождевыми остатками и грунтовыми водами сопровождается вымыванием ряда токсичных органических соединений. При сжигании на открытом воздухе из тонны отработавших покрышек, шин и камер шин в атмосферу выделяется около 270 кг сажи и 450 кг токсичных газов. В воздух выделяются бензопирен, сажа, диоксины, фураны, полиароматические углеводороты,  полихлорированные бифенилы, мышьяк, хром, кадмий и т.д., имеющие высокие классы опасности (I и II). Все эти соединения попадают в окружающую среду и нарушают ее состояние, тем самым негативно воздействуя на растительный и животный мир.

 

  1. Условия хранения малоопасных отходов

 

           Отработавшие покрышки, шины и камеры шин, до момента передачи их организации, осуществляющей деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению, следует хранить на обустроенной площадке. Площадка для накопления должна иметь твердое непроницаемое покрытие (например бетон) и навес, исключающий попадание вод и посторонних предметов. Площадка и навес должны иметь ограждение. В процессе хранения должны соблюдаться требования пожарной безопасности и возможность применения грузоподъемных механизмов при проведении погрузочно-разгрузочных работ.

Временное складирование отходов (отработавших покрышек, шин и камер шин) до момента передачи их организации, осуществляющей деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению, называется «накоплением отходов» и регламентируется Законом № 89-ФЗ. Максимальный срок накопления отходов – 11 месяцев.

 

  1. Условия утилизации малоопасных отходов

 

 5.1. В соответствии с пунктом 8 статьи 12 Закона № 89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержден Распоряжением № 1589-р.

Согласно пункту 2 Распоряжения № 1589-р с 1 января 2019 года запрещается:

захоронение шин пневматических автомобильных отработанных (код вида отходов производства и потребления (далее – код) 9 21 110 01 50 4);

шин резиновых сплошных или полупневматических отработанных с металлическим кордом ( код 9 21 112 11 52 4);

отработанных камер пневматических автомобильных шин     (код 9 21 120 01 50 4);

 отработанных покрышек пневматических шин с тканевым кордом (код 9 21 130 01 50 4);

отработанных покрышек пневматических шин с металлическим кордом (код 9 21 130 02 50 4);

5.2. В соответствии с Распоряжением № 1886-р покрышки, шины и камеры шин после утраты ими потребительских свойств подлежат утилизации.

С 1 января 2019 года отработавшие покрышки, шины и камеры шин должны сдаваться в целях утилизации в специализированные организации (с которыми должны быть заключены договоры на вывоз и утилизацию), имеющие лицензии на деятельность по сбору, использованию, транспортировке, обезвреживанию, размещению отходов.

Утилизация отработавших покрышек и шин – организационно-технологические процессы применения отработавших покрышек и шин по прямому или иному назначению, использования их в виде вторичных материальных или энергетических ресурсов после соответствующей переработке с учетом требований защиты окружающей среды и экономической целесообразности.

5.3. Отработавшие покрышки, шины и камеры шин принимаются очищенными от грязи и мусора. При сдаче они Взвешиваются, и полученный вес записывается в выдаваемую справку по установленной форме.

Сдача отработавших покрышки, шин и камер шин должна быть подтверждена документами, выдаваемыми организациями, осуществляющими их сбор и переработку.

 

  1. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами

 

6.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными  лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии законодательством Российской Федерации (статья 28 Закона 89-ФЗ).

Исковые требования о прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 29 Закона 89-ФЗ).

Исковые требования о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, рассматриваются судом. Федерации ( часть 2 статьи 29 Закона 89-ФЗ).