С каждым годом Интернет в России становится все доступнее. Поэтому перевод услуг в электронный вид – перспективное направление реформы, призванное облегчить жизнь населению.
Переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде существенно повысит их доступность, снизит коррупционные риски, сократит временные и финансовые затраты государства и граждан.
Под электронными услугами понимается такая организация взаимодействия между органами власти и населением, при которой подача заявления и необходимых документов для получения услуги осуществляется в электронном виде через Интернет. По итогам принятия решения заявителю может предоставляться результат в форме электронного документа.
Минэкономразвития России был разработан и введен в опытную эксплуатацию прототип информационной системы «Сводный реестр услуг», на базе которой Минкомсвязь России реализовала промышленное решение «Федеральный реестр услуг», ставшее основой для работы Единого портала государственных услуг (ЕПГУ) – gosuslugi.ru.
С момента открытия Единого портала госуслуг в декабре 2009 года он превратился в действенный инструмент доступа к государственным услугам в электронном виде. К концу I квартала 2016 г. количество пользователей, зарегистрированный на Едином портале государственных и муниципальных услуг превысило 25,5 млн. человек.
Через Единый портал государственных и муниципальных услуг Gosuslugi.ru, предоставляются следующие государственные услуги:
- государственная услуга по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;
- государственная услуга по оформлению паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
- государственная услуга по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Преимущества получения услуг в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг:
- круглосуточная доступность
- получение услуги из любого удобного места;
-упрощение получения услуг;
- информация по услугам сосредоточена на единой информационной площадке;
- отсутствие очередей;
- встроенная система оплаты;
- отсутствие коррупции;
- информирование заявителя на каждом этапе работы по его заявлению;
- сокращения времени от подачи заявления до выдачи оформленных документов.