Ее уроки начинаются с разговора с детьми, потому что без здорового духа не бывает здорового тела
Анна Копач – учитель физкультуры школы № 19, победитель краевого конкурса «Учитель здоровья – 2020». Талантливый педагог из Новороссийска покорила жюри не только профессиональными навыками, но и творческим подходом, а помогла ей в этом кукла Столбушка.
Родительский пример
Солнечные лучи робко пробиваются в школьный кабинет через ленты штор. Передо мной сидит жизнерадостная женщина с открытой улыбкой. На ней приятного розового цвета блуза и брюки. «Да, совсем не похожа на учителя физкультуры. Где спортивный костюм?» – первое, что приходит мне в голову. Это потом уже, в ходе беседы, я узнала, что Анна Анатольевна Копач не только физрук, но и заместитель директора по воспитательной работе, магистр педагогики, продолжатель учительской династии.
Папа – потомственный казак, учитель английского языка. В Кубанский педагогический он поступил после армии. Мама – ребенок войны, заслуженный учитель России. В свои 79 лет она до сих пор готовит школьников к ЕГЭ.
У мамы на работе маленькая Аня часто прогуливала детский сад. Сидя за последней партой, она внимательно смотрела на доску и вслушивалась в каждое слово, хотя все эти иксы и косинусы были для нее непонятными, но в том, как об этом рассказывала мама, была какая-то магия. Уже тогда девочка знала, что станет учителем.
– Не берите ее с собой, она все классухе расскажет!
– Я не предатель! Ну и что, что она моя мама, я с вами!
Да, школьнице Ане поначалу было непросто. Мама – учитель математики, да еще и классный руководитель. Чтобы завоевать доверие одноклассников и доказать, что она с ними одной крови, пришлось побороться. Получилось.
Класс был очень дружным, и даже спустя 30 лет бывшие одноклассники часто встречаются и поддерживают отношения.
Первые уроки
После школы Анна переехала из Крымска в Новороссийск, к бабушке. Поступила в педагогическое училище на учителя младших классов.
Окончание учебы пришлось на начало 90-х. В поисках работы молодой специалист обошла несколько школ, но ответ был один: мест нет. На помощь пришла организованная управлением образования ярмарка вакансий. Там Ане предложили должность воспитателя группы продленного дня, и она согласилась.
– Приступила к работе, и тут директор говорит, что есть еще возможность преподавать изобразительное искусство или физкультуру. Так как я с детства занималась танцами и даже подумывала о получении образования хореографа, физкультура оказалась мне ближе, чем рисование.
В дело вмешался трагический случай. Скончалась учительница младших классов, и вчерашней выпускнице отдали второклашек. Полтора года Анна Анатольевна была для них классной мамой, пока не стала мамой сама.
Когда школа не отпускает
Будучи в декрете, Анна поступила в пединститут. Училась заочно, с ребенком помогали родители. Когда дочке исполнилось два года, вышла на работу – учителем русского языка и литературы в среднее звено.
В конце 90-х прожить на зарплату учителя стало сложно. Анна Анатольевна приняла тяжелое решение уйти из школы и стать фитнес-тренером. Два года она вела шейпинг, пилатес, фитбол-аэробику, восточные танцы и т.д.
– Можно долго улыбаться клиентам, быть позитивной, но всему приходит предел, и больше себе врать я не могла. Я задыхалась без школы, без учеников, без их жизненной энергии.
Уроки, родительские собрания, тетрадки снова наполнили жизнь. В 2009 году Анна Анатольевна пришла в школу № 19 и влюбилась в нее. Этот «служебный роман» длится уже больше десяти лет. За это время женщина второй раз стала мамой и окончила магистратуру, чтобы не отставать от старшей дочери. Ведь очень важно быть примером для детей, так же как ее родители и учителя – пример для нее.
Сказка ложь, да в ней намек
Первый класс пытался выстроиться в шеренгу по росту. Расталкивая друг друга локтями и наступая на ноги, ребятня в кипенно-белых футболках выполняла задание учителя физкультуры. Анна Анатольевна Копач смотрела на них с улыбкой. За свою долгую педагогическую практику она научилась терпению.
– Класс, тишина! Вы молодцы, справились. И сейчас я расскажу вам сказку про королевство хрустальных человечков.
Анна Анатольевна сделала паузу, чтобы насладиться моментом искреннего детского удивления. Глаза первоклашек загорелись. Им еще никогда не рассказывали сказки на занятиях физкультурой даже в саду, а тут школа!
– В одном царстве-государстве жили хрустальные человечки. Все у них было хорошо. Их страна процветала. Каждый в этом королевстве уважал друг друга, оберегал и заботился. Но однажды там появился вредитель. Он шумел, хулиганил, бегал и всех толкал. Началась цепная реакция, все хрустальные человечки стали наталкиваться друг на друга, падать и разбиваться. И что случилось с королевством?
– Разрушилось, сломалось, – дети выкрикивали свои версии.
– Да, вы совершенно правы, королевство хрустальных человечков просто исчезло. Так что давайте с вами договоримся на уроке физкультуры придерживаться правила трех «Д»: дистанция, дисциплина, доверие!
Сначала было слово…
Разговаривая и направляя, Анна Копач взращивает в детях бережное отношение к своему здоровью, учит здоровью социальному (последнего так не хватает нашему обществу). Каждый ее урок начинается с беседы.
Она не только говорит, она умеет слышать своих учеников. Не ломает, а убеждает. В команде волейболистов и баскетболистов выступали ее мальчишки, которые неоднократно становились призерами финального этапа всероссийских олимпиад по гуманитарным предметам. Сегодня это студенты ведущих вузов. А ведь было время, когда они не хотели посещать физкультуру, считая ее бессмысленной тратой времени.
– Плох тот учитель, который не учится всю жизнь. Я постоянно повышаю квалификацию. На одних курсах нам очень четко рассказали про осознанность. Начиная с 7-го класса стараюсь не показывать детям упражнения, а проговаривать их. Ребенок должен услышать, осмыслить и только потом выполнить. Именно такой подход позволяет избежать травм, ведь уроки физкультуры – это уроки повышенной опасности.
Физкультура – царица расписания!
Кстати, новаторство этого учителя не только в разговорах. Школа № 19 первая и чуть ли ни единственная в крае, в которой расписание начинают составлять с уроков физкультуры. Классы на уроке спаривают. При этом работают в одном зале два учителя. Один, например, усиленно готовит детей к соревнованиям или сдаче нормативов ГТО, а остальные ребята занимаются со вторым педагогом по другой программе.
– К сожалению, из-за пандемии мы пока не можем объединять потоки, каждый класс занимается отдельно. Но как только все ограничения Роспотребнадзором будут сняты, вернемся к нашей прежней практике, которая себя хорошо зарекомендовала.
Со смыслом
– Анна, вы стали победителем конкурса «Учитель здоровья». Что было самым сложным?
– Творческое задание. Надо было показать свою работу через творчество, и у меня был ступор. На помощь пришло хобби – изготовление старославянских кукол, берегинь. Их раньше умела делать каждая женщина. Ведь эти куклы были настоящими помощницами: и беду отведут, и удачу в дом привлекут. Моя кукла Столбушка была перевертышем. С одной стороны – девушка. Это символизирует молодость, энергию, тягу к новым знаниям, а если перевернуть – баба. Бабой женщина после замужества становилась. И эта часть олицетворяет мудрость, спокойствие, опыт. В этом и есть секрет хорошего учителя – уметь соединить несоединимое.
Вот такая у нас героиня, Анна Копач – педагог-новатор, магистр, классная мама и самая настоящая берегиня для тех детей, которым посчастливилось быть ее учениками.
Полина КАЛАШНИКОВА,
фото из архива Анны Копач