закрыть
меню
поиск по сайту
закрыть
15 марта 2021 (10:03)

Ловец молний

Стоит только ему выложить в Сеть новое фото, оно становится мегапопулярным и тиражируется десятками пабликов. Его работа вошла в топ-100 лучших по версии 35AWORDS. Но не ради славы и денег новороссийский фотограф Максим Бессалый встает до рассвета и ищет новые ракурсы. Он мечтает оставить в наследство будущим поколениям как можно больше фото его любимого города.

Фотобоги и свой путь

Дождь лил стеной. Капли неистово барабанили по карнизу, как бы давая понять, что соваться на улицу не стоит. Шестой час утра. Одеяло свесило с кровати одно ухо, призывая вернуться в его теплые объятья, но Максим был непоколебим. Быстро собравшись, он надел собранный с вечера рюкзак и, накинув дождевик, сел на велосипед. Путь до Форумной площади занял минут 30.

Максим стоял на берегу и смотрел на море. Там, в пелене дождя, застыли парусники. Еще несколько часов, и они сорвутся с места, поставив точку в регате-2014. Макс достал фотоаппарат и стал ждать. На какое-то мгновение тучи разошлись, и солнечный луч озарил умытые паруса. Щелчок. Есть кадр! Фотобоги и на этот раз не подвели Бессалого.

– Если у тебя ломается фотоаппарат или свет совсем не тот, значит, ты двигаешься в неправильном направлении и надо что-то менять.

Сам он не раз менял жизнь, чтобы найти свой путь. После школы поступил в «ушаковку» на факультет организации перевозок. После получения диплома пришел работать в порт. Многие и мечтать о таком начале карьеры не могли, а Максим, отработав два дня, сказал: «Не мое», забрал документы и ушел в войсковую часть. Семь лет он посвятил работе с военными информационными технологиями.

По инструкции

По выходным он с такими же энтузиастами, как сам, ходил в туры выходного дня. В 2012 году камера мобильного телефона еще не могла запечатлеть красоту природы так, как должно. И Максим купил свою первую бэушную «цифру».

– Я не оканчивал никаких курсов. Прелесть сегодняшнего времени в огромном количестве информации. Многое можно освоить самостоятельно. Начал с инструкции. Жаль, что начинающие фотографы зачастую ее незаслуженно игнорируют, а ведь в ней есть ответы на многие вопросы.

Правило «Прежде чем взять в руки технику, изучи инструкцию» Максим усвоил от деда. Книжки с черно-белыми картинками, которые многие даже не вынимают из коробок, были настольными у мальчика: инструкция к фотоаппарату, виниловому проигрывателю, диапроектору и т.д. Он внимательно вчитывался в каждую строчку, рассматривал все схемы, чтобы ничего не упустить. Навык пригодился во взрослой жизни.

Через год, когда из камеры за 12 000 рублей Максим выжал все, купил новую. Но и она не смогла удовлетворить возросшие профессиональные амбиции молодого человека. И тогда в его жизни появилась первая профессиональная, с полноформатной матрицей.

Съемки и SUP

Он снимал походы, природу, город для себя. Затем появились первые заказы от друзей и знакомых: дни рождения, свадьбы, выпускные вечера. Но такая работа не легла на душу. Вы и сегодня среди сотен работ Максима на его страничках в соцсетях не найдете лавстори или детский праздник, и не потому, что стыдно за качество съемок, просто он считает такие вещи личными, касающимися только тех, кто на фото, и не подлежащими афишированию фотографом.

В 2018 году пошли разговоры, что войсковую часть, в которой работал Максим, будут расформировывать. Парень уволился и отправился в столицу, в школу SUP-серфинга.

– То лето было незабываемым, но очень тяжелым. Работал инструктором плюс снимал группы туристов. Несколько выходов в день. Подъем в четыре утра. Несмотря на то, что с равновесием у меня все хорошо, в конце сезона все же пришлось отдавать камеру в ремонт: соленые брызги губительны для техники. Теперь я катаюсь на SUP-доске исключительно для своего удовольствия и с профессиональным интересом.

Фото с любовью

Дельфины, морские закаты и рассветы, съемки с дрона, жизнь города в зданиях, машинах, прохожих. Среди всего это многообразия особняком стоит промышленная съемка Бессалого.

Сегодня Максим – востребованный фотограф. У него контракты с несколькими крупными предприятиями. И в порту он частый гость, но не как логист, а как фотограф.

Выход в море на буксире, чтобы сделать красивую съемку судна, под угрозой срыва. Дождь словно с цепи сорвался. Бухта в дымке. Объявили штормовое. Менять планы? Это не про Максима.

– В 16.00 все прекратилось. Ветер стих, и мы вышли в море. Это было потрясающе! После дождя судно блестело как новое. Дымка, злейший враг фотографа, растаяла, а лучи закатного солнца осветили все волшебным светом. Завершили картину контрастные облака.

Максим может часами рассказывать о фотографиях, ощущение, что он помнит каждую. На вопрос о самой любимой ответить не может, потому что это будет несправедливо по отношению к остальным. За годы практики он разработал свою стратегию, как фотографировать с максимальной эффективностью. К съемке он всегда готовится.

– Например, заказчик хочет снять судно так, чтобы на заднем фоне был определенный пейзаж или объект. Я заранее думаю, куда приеду, каким объективом буду снимать. Надо рассчитать угол, высоту, одним словом, нюансов много, и этому вас никто не учит. Все постигается только собственным опытом.

Силы для съемок

Норд-ост, ураган, ливень, гроза, снегопад – значит, Максиму пора в путь за интересными кадрами, например ловить молнии на косу или ледяные брызги на набережную.

Ради одного хорошего снимка Максим Бессалый готов пройти несколько километров по горам с 12-килограммовым рюкзаком с оборудованием. Для таких марш-бросков необходимо здоровое натренированное тело. Поддерживать физическую форму ему помогает йога, гребля на доске, плавание, езда на велосипеде, скандинавская ходьба по пересеченной местности.

– Надо уметь не только двигаться, но и ждать. Бывает, что я по три часа нахожусь на одном месте в ожидании объекта съемки. Это время занимаю медитацией, делаю дыхательную гимнастику или слушаю аудиокниги. Во всем должна быть польза. Даже в ожидании.

Магия бумажных фото

Максим сидел в комнате и перелистывал картонные страницы семейного фотоальбома. На черно-белых снимках не только родные лица, но и виды Новороссийска, запечатленные его дедом семьдесят лет назад. Город начала пятидесятых. Вот узнаваемые очертания горы Колдун, а вот пузатый автобус с большим креном входит в поворот на улице Новороссийской Республики. Эти снимки не просто фотографии, это история.

– Когда есть свободное время, провожу его в архиве. До пандемии часто там бывал. Нравится выискивать в документах старые фото. Особенно увлекает история Мысхако, там я вырос. Например, совершенно случайно, перебирая материалы дела о земельном имуществе, нашел схему дореволюционного Мысхако. В мир «цифры» особенно ценю бумажные архивы. Я за распечатку фотографий. За последние пять лет сделал для заказчиков больше сотни широкоформатных снимков, некоторые размером по два метра, благо техника позволяет. И знаете что, это же совершенно другие ощущения и эмоции, не то что на экране компьютера. Мне даже требуется какое-то время, чтобы свыкнуться с мыслью: это моя работа!

Мечты, которые сбудутся

Максим Бессалый не скрывает, что он счастливый человек, потому что занимается любимым делом. Он мечтает побывать в Новой Зеландии и Исландии, но для начала поснимать Крым и Кавказ. А еще у него есть мечта издать красивую большую фотокнигу о Новороссийске.

– Каждый из нас пишет историю: свою, города, региона, страны. И фотографии – неотъемлемая ее часть. Но где мы ее пишем? В соцсетях? Храним фото в электронных хранилищах, на флешках? А если завтра все это рухнет, исчезнет, что мы покажем потомкам? Новороссийск достоин того, чтобы передать его жизнь, красоту, величие в напечатанных фотографиях. Люблю снимать наш город. Пусть потомки увидят, как он рос и менялся. В сохранение памяти я вкладываю частичку себя, так же как в прошлом веке делал мой дед.

Полина КАЛАШНИКОВА, 

фото из архива Максима Бессалого