закрыть
меню
поиск по сайту
закрыть
24 декабря 2020 (12:33)

Лена

Из учителей – в воспитатели года

Она мама четырех дочек дома, а на работе – мама для своих воспитанников. Елена Богачкова – воспитатель новой формации, для которой самоопределение ребенка не просто слова, а ежедневное наставничество в удивительной стране детства.

Главное – комфорт

Егор не хочет раздеваться. Он очень скучает по маме. Зачем создавать лишний стресс? Мальчик заснет, и она аккуратно его разденет. Лиза спит с принесенным из дома одеялком – это ее зона комфорта, не надо вмешиваться. Марат засыпает только на руках. Дома его всегда укачивает папа, а в садике это сделает она. Леша опять уснет на пуфиках в игровой зоне. Ну и ладно, она его перенесет и уложит в кровать. Ангелину надо подержать за ручку, хотя бы пару минут, но без этого девочка спать не ляжет. 

Их у нее больше двух десятков, у всех свои ритуалы, но для каждого Лена найдет время. Да, именно Лена, потому что им так комфортней.

– Не все принимают такой подход. Но если детям так проще, разве это плохо? Пусть лучше я буду Леной, чем «Иэной Алисяновной». Кто-то считает, что ребенок вырастет и не будет чувствовать дистанцию со взрослыми. Глупости. Обычно в подготовительной группе Леной я остаюсь лишь для пары человек.

Елена Александровна Богачкова, воспитатель с 12-летним стажем, «Лучший воспитатель Кубани – 2019», лауреат всероссийского конкурса. Когда разговариваешь с ней, наполняешься радостью. Наверное, все дело в энергетике, ведь она столько времени проводит в стране детства.

Исторический побег

Маленькая девочка Лена не любила детский сад. Эти правила, написанные взрослыми, когда все по команде и нельзя выделяться, ужасно раздражали. 

Почему все должны рисовать, когда хочется лепить? Зачем сидеть на стульчике и слушать сказку, ведь, лежа на ковре, делать это приятнее. Кто придумал засыпать на боку со сложенными под головой ладошками – так ведь неудобно! 

Если бы тогда этой любознательной девочке сказали, что она будет воспитательницей, увидели бы округлившиеся от ужаса глаза и вертящуюся из стороны в сторону головку с белыми косичками: «Ни за что!»

Она стала учителем. Сначала хотела преподавать историю, но, пройдя практику у старшеклассников, на третьем курсе перевелась на факультет подготовки учителей начального звена.

После получения диплома, замужества переехала в Москву. В столичной школе отработала пять лет.

Детский сад какой-то!

В Новороссийск семья переехала в 2006-м, на тот момент у Богачковых было трое детей. Через два года пришло время отдавать в садик младшую, и как это часто бывает, женщине поставили условие: ребенка берем, но вы к нам идете воспитателем. Елена задумалась, но решила попробовать: и дочка под присмотром, и деньги какие-никакие, а если что, через годик можно будет уволиться.

– Мне было очень сложно. Поставили на группу с детьми трех-четырех лет, пока их воспитатель в отпуске. Мою мягкость они восприняли как вседозволенность. Я же, честно, терялась и не понимала, как обуздать ватагу из 30 человек, которые требуют ежесекундного внимания, тактильного контакта и при этом не слушаются. Тогда всерьез задумалась об уходе.

– Елена Александровна, мы приняли решение открыть еще одну группу для детей 4-5 лет. Она будет малокомплектной, всего 15 человек. Хотим предложить вам в ней работать, – заведующая детским садом № 70 «Чайка» смотрела с хитрецой.

Елена согласилась остаться. И вскоре поняла: детский сад не страшно, а очень интересно!

Антистресс

Миша сжал кулачки и смотрел исподлобья: как кто-то осмелился взять машинку, которая была его самой любимой среди всех садиковских игрушек? Он уверенным шагом двинулся в сторону играющих детей. Лицо медленно заливалось красным цветом.

– Миша, Мишутка!

Голос Елены Александровны заставил остановиться. Воспитательница присела рядом на корточки и взяла за плечи:

– Мой хороший, ты сейчас расстроен. Знаю, тебе очень обидно. Ну-ка, где наше «улыбающееся» ведро?

Взгляд малыша подобрел, кулачки разжались.

Елена Александровна и мальчик подошли к стопке бумаг. Это были использованные листы с непонятными таблицами, буквами, местами исчерканные ручкой и карандашом. Их приносили с работы родители и отдавали воспитателю.

– Присоединяйся! – Елена Александровна смяла бумагу. – Сейчас мы с тобой тут закончим и пойдем крутить ручку. Согласен?

Миша кивнул, и схватив сразу два листа, энергично начал готовить снаряд. Теперь у него в руках не бумага, а комок обид, злости, агрессии, и его срочно надо выкинуть…

Ручка, которую позвала покрутить воспитательница, при вращении издает громкие неприятные звуки. Такой прием, как и «улыбающееся» мусорное ведро, куда можно кидать смятую бумагу, позволяет деткам выплеснуть всю негативную энергию и избавляет от драк, истерик, слез.

С уважением к каждому

– Лена, хорошо, что выходные кончились, – Данилка обнял любимую воспитательницу и побежал в группу.

– Елена Александровна, он два дня только и спрашивал, когда же наконец можно будет снова пойти в садик к Лене.

Такие слова от родителей своих ребятишек воспитательница слышит часто, и это самая большая похвала. Она старается, чтобы у детей не было негативного опыта, как в ее садиковском детстве.

Зачем ломать детей? Ведь научить можно разными путями. Например, тема урока – осень. Елена показывает детям картинки, они наблюдают за деревьями на улице, собирают листики, а потом она просит детей создать свою осень. И вот один рисует, второй лепит, третий вырезает, а четвертый строит из конструктора машину – имеет право, это его осень.

– Для меня неважно, чтобы все выполняли одинаковую работу, для меня главное, чтобы Миша правильно держал ножницы, а Ангелина набирала краску. Проверив ребят, я подойду к Максиму и его машине. Спрошу, например, листья каких деревьев в лесу имеют такой же цвет осенью, как кузов. Или, допустим, тема – счет. Сидят детки и считают палочки, а кто-то не захотел считать и пошел играть в кубики. Не страшно, я потом подойду к нему, и мы эти самые кубики с ним посчитаем. Задание выполнили, но без негатива и с большей пользой.

Проект для жизни

Со своими детьми Елена развивает социальные проекты. И один из них принес ей победу в краевом конкурсе «Воспитатель года». А идею подсказала воспитанница. Девочка пришла в садик с новой куклой – подарок брата школьника. Мальчик сам разрисовывает футболки и продает сверстникам. 

Воспитатель доработала идею и вместе с детьми и их родителями разрисовала кружки, футболки, сделала нужные в быту поделки и продала на различных ярмарках. 

Часть вырученных средств ушла на благотворительность, например фонду помощи животным «Преданное сердце», а часть была потрачена на печенье для детей: поработали – получили поощрение. К слову, вот это распределение прибыли – элемент другого большого и интересного проекта – финансовой грамотности.

«Не лишайте детей детства!»

Она на одной волне с детьми. Она заменяет им мам, когда те на работе. Она авторитет, не требующий звать на «вы» и по имени-отчеству. Она уважает личное пространство воспитанников. Она создает зону комфорта для безболезненной адаптации. Она – Лена, к которой хотят идти в садик даже в выходные.

– Сегодня я ни за что не променяю детский сад на школу. Нам, воспитателям, выпало огромное счастье каждый день наслаждаться детством, над нами, как над учителями, не висит дамоклов меч из экзаменов, ВПР, оценок. Мы можем просто обучать детей и видеть плоды своей работы. Я всем родителям говорю, кто хочет отдать ребенка пораньше в школу: не торопитесь, пусть побудут еще в садике, ведь в школе у них больше не будет возможности выбирать – лепить или рисовать, считать машинки или палочки. Не лишайте детей детства!

Полина КАЛАШНИКОВА, 

фото из архива Елены Богачковой