закрыть
меню
поиск по сайту
закрыть
21 февраля 2017 (16:16)

Есть ли доверие местному самоуправлению?

В феврале 2017 года специалисты МАУ ГСЦ провели анализ восприятия респондентами коррупционных проявлений в деятельности органов МСУ, муниципальных организаций и учреждений на территории городского округа.

   Оценка информационной прозрачности деятельности органов местного самоуправления и доверия к ним.

         Информационная обеспеченность деятельности органов местного самоуправления является важнейшим критерием оценки населением эффективности их работы. Проведенное исследование продемонстрировало наличие значительного потенциала повышения уровня информированности населения о деятельности органов МСУ. Треть респондентов полагает, что сведений об их работе недостаточно. Чаще других категорий населения на отсутствие информации о работе органов МСУ указывают респонденты с неполным средним или средним общим образованием, неквалифицированные рабочие. Важно отметить, что сотрудники муниципальных организаций и учреждений входят в число граждан, также испытывающих недостаток информации о работе органов МСУ. По мнению каждого четвертого участника опроса, информация о деятельности администрации города не всегда достоверна.  Примерно каждый второй из опрошенных новороссийцев находит достаточным уровень освещения деятельности органов МСУ в СМИ.  Респонденты со средним и высоким уровнем дохода в большей степени удовлетворены информационным обеспечением деятельности государственных и муниципальных структур по сравнению с малообеспеченными гражданами.

Важным показателем эффективности проводимой информационной политики органов МСУ является понятность целей, задач, планов и результатов их деятельности для населения. 40,0% опрошенных деятельность органов МСУ представляется в целом либо полностью понятной. Вполне логично, что лучше других в работе административных структур ориентируются граждане, не испытывающие недостатка в информации, лица с высшим образованием и материально обеспеченные респонденты.

         Следует отметить, что декларируемая во многих случаях недостаточность информации о деятельности органов МСУ связана не только с отсутствием необходимых сведений в городском информационном пространстве.

Для населения городского округа характерно достаточно критичное отношение к органам государственной власти и МСУ. Наибольшей степенью доверия у граждан пользуются государственные органы – налоговая  служба и ФСБ. Можно предположить, что в первом случае речь идет о том, что система сбора налогов стала более прозрачной, а процедура погашения налоговых вычетов более доступной. Во втором случае респонденты выражают уверенность в собственной защищенности со стороны мощного силового ведомства, противодействующего наиболее опасным угрозам обществу.

Несколько ухудшились оценки респондентами эффективности работы судебной системы и полиции. Негативная динамика состояния общественного мнения характерна также в отношении подразделений наркоконтроля и службы судебных приставов. В качестве одной из очевидных причин произошедших изменений в массовом сознании можно указать на ряд резонансных происшествий, широко освещавшихся в СМИ и Интернете. Очевидно, что руководство профильных ведомств должно поставить задачу доведения до населения адекватной информации о результатах расследования резонансных дел.

Исполнительные органы МСУ традиционно пользуются относительно большей степенью доверия опрошенных, чем представительный орган (городская Дума), что объясняется в первую очередь базовыми принципами существующей в нашей стране политической системы.

             Проведенное исследование позволило выделить категорию граждан, наиболее критично настроенных по отношению к действующей власти: 30,5% участников опроса заявили о своем недоверии всем перечисленным органам государственной власти и местного самоуправления.

 Уровень удовлетворенности качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг.

Обращение в официальные учреждения за получением государственных и муниципальных услуг является для гражданина поводом и возможностью непосредственно оценить качество работы системы управления. Около половины участников опроса имели подобный опыт в прошедшем году. Чаще других получателями бюджетных услуг являются домохозяйки и безработные, руководители предприятий и квалифицированные специалисты.

Около половины участников опроса поставили оценку «удовлетворительно» предоставляемым на территории городского округа государственным и муниципальным услугам. При этом респонденты указали на положительную динамику изменений качества предоставляемых услуг. Введение административных регламентов, развитие возможностей получения электронных услуг постепенно формируют комфортную и прозрачную среду для пользователей.

15,3% респондентов положительно оценивают работу сотрудников органов МСУ и муниципальных учреждений по приему посетителей. С коррупционными проявлениями при получении услуг столкнулись 16,5% респондентов. Несмотря на полученный низкий показатель вовлеченности населения в коррупционные процессы, не стоит пренебрегать следующими факторами, которые могли существенно повлиять на распределение ответов участников исследования: большинство граждан не относят себя к участникам коррупционных схем, когда по собственной инициативе «благодарят» (преподносят подарки) государственным и муниципальным служащим за качественно выполненную услугу; респонденты намерено не сообщают о даче взятки должностному лицу, поскольку осведомлены  о противоправном характере собственных действий и угрозе уголовного преследования в их отношении.

Большинство (70,6%) опрошенных полагает, что потребители услуг сами провоцируют коррупционные ситуации и становятся их заложниками.

Среди лидеров по степени удовлетворенности потребителей услуг, согласно результатам опроса, следует назвать налоговые органы, органы государственной регистрации прав на недвижимость, многофункциональные центры. Негативные отзывы сравнительно чаще встречаются со стороны граждан, обращавшихся с заявлениями к депутатам городской Думы, а также в правоохранительные и судебные органы. Посетители районных администраций по-разному оценивают качество предоставленных им услуг, выставляя в зависимости от результата обращений как высокие, так и низкие оценки.

Также имеются основания предполагать, что лица, столкнувшиеся с определенными проблемами в ходе их обращений в административные органы, делятся своими претензиями с ближайшим окружением, формируя тем самым негативное общественное мнение. В то же время граждане, полностью удовлетворенные качеством предоставленных услуг, как правило, не  распространяют позитивную информацию о работе государственных и муниципальных органов. Подобная практика неминуемо ведет к деформации информационного пространства, что требует принятия мер системного реагирования со стороны руководства города.

Помимо необходимости оптимизации информационного обеспечения деятельности органов МСУ, на повестке дня стоит вопрос повышения уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих, совершенствования стандартов деловой этики и служебных коммуникаций. В этой связи представляется целесообразным уделить особое внимание данному направлению повышения квалификации муниципальных служащих, в особенности тех из них, кто непосредственно общается с посетителями.

            Оценка уровня коррупции в органах МСУ

Большинство респондентов, принявших участие в опросе, оценили уровень коррупции на территории городского округа как высокий либо средний. Анализ показателей коррупционных проявлений в Новороссийске за последние четыре года демонстрирует слабовыраженную позитивную динамику в сторону снижения значений индекса коррумпированности.  Так, по мнению участников аналогичных исследований, наиболее высокий показатель был зафиксирован в 2013 году (48,3%). Существует вероятность, что на оценки граждан оказывают влияние  антикоррупционные судебные разбирательства и их широкое освещение в СМИ.

  В представлении большинства респондентов, коррупция со стороны представителей органов МСУ на территории городского округа проявляется в первую очередь в махинациях при осуществлении муниципальных  закупок, распределении бюджетных средств и в использовании служебных полномочий в личных интересах. По мнению респондентов, в коррупционных схемах чаще участвуют те, кто принимает решения, кто управляет распределением каких-либо ресурсов. Основным коррупционным соблазном, по мнению большинства опрошенных, является распределение земельных ресурсов.

        В практике бытовой коррупции самая высокая доля взяток по-прежнему приходится на долю здравоохранения и образования. Наиболее высокие (в стоимостном выражении) коррупционные риски характерны для районных судов и правоохранительных органов в целом.

Оценка мер по противодействию коррупции

В общественном мнении доминирует представление о низкой эффективности деятельности органов МСУ по противодействию коррупции. При этом значительная часть опрошенных не считает себя достаточно информированной, чтобы иметь возможность оценивать результаты деятельности муниципалитета в этом направлении. В числе факторов, препятствующих борьбе с коррупцией, респонденты указали низкие темпы социально-экономического развития города, ограниченность востребованных ресурсов  и широкую практику ротации скомпрометировавших себя управленцев. Опрошенные также уверены, что профилактика коррупции со стороны органов МСУ ведется в большей степени фиктивно. В рамках противостояния коррупции респонденты также отмечают низкий уровень общественного контроля над деятельностью органов МСУ.

По мнению большинства респондентов, руководство муниципального образования имеет достаточно возможностей для борьбы с коррупцией, однако крайне неэффективно ими пользуется.

        Анализ степени распространенности коррупции на территории городского округа свидетельствует о восприятии данного явления в городском социуме как величины постоянной.

         В  настоящее время уровень коррупции (в понимании респондентов) можно охарактеризовать как умеренный, при этом еще три года назад общественное мнение указывало на высокий уровень коррумпированности муниципальных служащих в г. Новороссийске.

         Возможно, в силу  изменившихся внешнеполитических и экономических условий, роста патриотических настроений на фоне усилившихся противоречий между Россией и Западом, граждане стали более сдержанно оценивать масштабы коррупционных проявлений. Однако, несмотря на временное снижение остроты исследуемой проблемы в силу указанных причин, респонденты, безусловно, не исключили ее из списка актуальных и требующих постоянного контроля со стороны органов МСУ. Опрошенные также внесли ряд предложений по совершенствованию деятельности органов МСУ в сфере противодействия коррупции, в т. ч. отметили необходимость:

  • воссоздать и обеспечить функционирование прямых каналов массовой коммуникации жителей городского округа с главой города по всем социально значимым вопросам;
  • обеспечить оперативное информирование общественности обо всех антикоррупционных мероприятиях (и их результатах) на территории городского округа;
  • создать эффективную и понятную рядовым гражданам систему формирования профессиональной лояльности муниципальных служащих, оперативно и гласно реагировать на проявления мелкой коррупции в их среде, ужесточить контроль над фактами бытовой коррупции, формировать атмосферу неприятия коррупционного поведения.