закрыть
меню
поиск по сайту
закрыть
28 июня 2023 (13:38)

Организация и содержание мест (площадок) накопления ТКО при управлении многоквартирными домами

В связи с увеличением числа поступающих обращений граждан по вопросу обращения с твердыми коммунальными отходами, рассмотрим произошедшие изменения в законодательстве, регулирующие распределение обязанностей между региональными операторами по обращению с ТКО и собственниками земли, на которой расположены места для сбора мусора, а в частности о местах (площадках) накопления ТКО при управлении многоквартирными домами.

Согласно ч. 8 ст. 23 № 458-ФЗ, в регионах Российской Федерации с 1 января 2019 года схема по обращению с ТКО стала действовать в новом формате: вывоз мусора становится коммунальной услугой, которую исполняет региональный оператор по утверждённым тарифам. Именно регоператор с этого времени отвечает за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов.

Выбранный региональный оператор отвечает за обращение с ТКО с момента их погрузки в мусоровоз. До постановления Правительства РФ
№ 1572 за накопление и сбор мусора, а также за создание и содержание мест для накопления ТКО, контейнерной площадки всегда отвечал собственник земли, на которой сбор отходов был организован. То есть собственник земли создавал и содержал контейнерную площадку, на которой накапливались ТКО, а региональный оператор собирал мусор в мусоровозы и с этого момента отвечал за их транспортировку, сортировку, обезвреживание, утилизацию и захоронение.

Постановление Правительства РФ № 1572 изменило данную схему, признав утратившим силу ч. III типового договора с регоператором, утверждённого постановлением Правительства РФ № 1156, где была прописана ответственность собственника земли за контейнерные площадки.

Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общества имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, обязанность по организации, включая создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО в целях удовлетворения бытовых потребностей жителей обслуживаемых многоквартирных домов лежит на лицах, осуществляющих управление такими домами, что подтверждается выводами Верховного суда РФ (определение Верховного суда РФ от 16 апреля 2020 г. № 307-ЭС20-3601).

В ряде случаев, в районе сложившейся застройки, места (площадки) накопления на придомовых территориях многоквартирных домов не созданы.

При этом фактическое накопление отходов, образующихся при удовлетворении бытовых потребностей жителей таких многоквартирных домов, осуществляется на контейнерных площадках, расположенных на муниципальных земельных участках (неразграниченной государственной собственности) либо на контейнерных площадках, расположенных на придомовых территориях иных многоквартирных домов, что подтверждается действующими реестрами мест (площадок) накопления ТКО.

Вместе с тем из совокупности вышеуказанных норм следует, что обязанность по надлежащему содержанию контейнерных площадок, на которых осуществляется накопление ТКО от многоквартирных домов, возлагается на лиц, осуществляющих управление такими домами, вне зависимости от расположения площадок (в пределах или за пределами сформированного земельного участка).

В силу норм гражданского законодательства, правил благоустройства муниципальных образований порядок содержания таких контейнерных площадок, включая определение расходной части обязательств, должны быть установлены соответствующим соглашением заключенном между заинтересованными сторонами (в том числе соглашениями о совместном пользовании таким местом накопления).

Возложение указанной обязанности на иных лиц, включая органы местного самоуправления противоречит требованиям как федерального, так и муниципального законодательства.

Указанные выводы нашли своей отражение в действующей судебной практике.

Таким образом, из совокупности вышеуказанных норм федерального и местного законодательства следует, что обязанность лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов может быть исполнена одним из 2 способов:

создание места (площадки) накопления на территории земельного участка, входящего в состав общедомового имущества;

содержание контейнерной площадки, расположенной за границами придомовой территории при условии заключения соглашения о пользовании такой контейнерной площадки (в том числе совместном соглашении для группы домов).

Обратное будет свидетельствовать о нарушении жилищного законодательства, в том числе лицензионных требований; законодательства об отходах; законодательства в сфере благоустройства, что влечет соответствующую административную ответственность виновных лиц.