закрыть
меню
поиск по сайту
закрыть
03 сентября 2020 (10:27)

Почему в Новороссийске из крана идет ржавая вода? Кто в этом виноват?

Эти вопросы задают новороссийцы, столкнувшиеся с тем, что из крана идет коричневая или мутная жидкость.

«Новороссийский Рабочий» не раз уже писал об этой проблеме. То в одном, то в другом конце города новороссийцы сталкиваются с подобной ситуацией. Но внятного ответа от коммунальщиков добиться не получается. Управляющие компании обвиняют Водоканал. Водоканал уверяет, что вода, которую они поставляют жителям города, соответствует нормам СанПиНа (Санитарных правил и нормативов).

«НР» попросил специалистов МУП «Водоканал» показать, каким образом очищается вода, поступающая из Неберджая. И какого качества воду дает нам Троицкий групповой водопровод. Жители города хотят знать, существует ли вообще очистка воды, и если да, то каким образом она устроена.

Очистные на Ревельской

Очистные сооружения находятся на окраине города, в районе ул. Ревельской. Здесь, на высоте птичьего полета, очищается весь объем воды, поступающий к нам из Неберджаевского водохранилища. Этот объем снабжает питьевой водой 30% городского населения. В основном центр города – зону № 3. Место вокруг очистных сооружений настолько живописное, что дух захватывает от вида моря и города, раскинувшегося перед нами, как полотно Айвазовского в современном исполнении.

— Берите сумки с противогазами и следуйте за мной, — сразу переключает нас в рабочий ритм начальник очистных сооружений Алексей Кушнир. Противогазы положены по технике безопасности, ведь здесь хранится хлор, который используется для обеззараживания воды.

Первым нас встречает отстойник. Визуально – это огромное здание, высотой около 6 метров.

— Отстойник вмещает в себя 4 тысячи кубов, — поясняет Кушнир. – Сначала вода по трубам поступает из водохранилища на очистку первичного хлорирования, после чего отстаивается в этом огромном баке. Крупные частицы оседают на дно, мелкие поднимаются вверх. Далее вода поступает на фильтрующую очистку.

Руководитель открывает люк, показывая содержимое. В огромном бассейне темно и тянет прохладой. Мы стоим на крыше отстойника — под нами пятиметровая толща воды. И это с трудом укладывается в голове.

Кстати, подобные огромные резервуары стоят в разных концах города. Именно о них идет речь, когда Водоканал говорит, что на наполнение резервуаров требуется до 6 часов. В районе ул. Фисанова стоит емкость на 10 тысяч кубов, в Южном районе – таких уже три, в Мысхако – три резервуара по 400 кубов. Каждый год резервуары промываются, после этого пробы воды отбирает лаборатория МУП «Водоканал», а микробиологические исследования выполняет Центр гигиены и эпидемиологии.

Хлор должен выветриться

Заглядываем мы в хлораторную-1. Хлор в воду подается под большим давлением. Конечно, не наобум. Есть нормы СанПиНа, по которым сейчас в одном литре воды должен содержаться 1 мг хлора.  

— В последнее время мы заметили, что вода из ТГВ содержит несколько меньшее содержание хлора и иногда идет желтого цвета, поэтому добавляем обеззараживающее вещество в воду, доводя концентрацию до нормы, — поясняет Алексей Кушнир.

— Некоторые читатели жалуются, что иногда вода бывает настолько хлорированной, что пить ее невозможно.

— Пить хлорированную воду не надо. Дайте ей постоять с час в открытой емкости, за это время хлор из воды улетучится. На дехлорирование хорошо работают бытовые фильтры-кувшинчики с картриджами «для водопроводной воды».

Прошу жителей города понять, что меньшее количество хлора мы в воду добавлять не можем, так как это будет считаться нарушением санитарных норм. Ведь всем известно, что из-за засухи Неберждай обмелел. А значит, на обеззараживание сейчас нужно сделать особый акцент.

Цех фильтрации

В фильтровальном цехе, который представляет собой огромное здание с бассейнами, происходит очистка воды от тех загрязнений, которые не осели в отстойнике. Далее во второй хлораторной идет уничтожение вредоносных бактерий. После этого уже чистая вода подается в резервуары, а затем на город.

Кто и как контролирует этот процесс? Тут же в фильтровальном цехе есть своя лаборатория, которая каждый час берет воду на анализы. Как говорят сотрудники лаборатории, вода должна соответствовать ГОСТам, иначе подачу придется остановить. И сами они пьют ее из-под крана – не боятся.

Я прошу начальника лаборатории, который как раз и разлагает воду на молекулы, чтобы узнать ее состав, выпить при нас воду из-под крана.  

— Без проблем! – откликается Бернацкий.

Берет газовую горелку, специальный ящик-холодильник с бутылкой внутри и направляется к крану, из которого возьмет пробы воды для исследования. Включает горелку и пламенем обрабатывает кран, после чего длительно спускает воду. После этого набирает воду в бутылочку. Она прозрачная.

— Эту я возьму для лабораторных исследований, а вторую выпью, — комментирует свои действия Александр Бернацкий и выпивает воду. Сразу отвечу на вопросы читателей — и вечером, и следующим днем начальник лаборатории чувствовал себя хорошо.

Кто виноват?

Получается, что с водой, которая подается в город, проблем быть не может? Ее качество действительно контролируется и самим Водоканалом, и Роспотребнадзором. Почему же в квартиры поступает зачастую ржавая? И почему желтая вода идет не повально во всем городе, а точечно — в разных районах Новороссийска?

Я провела опрос среди читателей «НР» в группе в «Фейсбуке» «Коммуналка рулит. Новороссийск». Как оказалось, многие пьют воду из-под крана, качеством довольны. А есть и те, кто и помыслить не может о том, чтобы готовить на ней пищу или пить. Мнения разделились 50 на 50. 

Переговорила с некоторыми руководителями управляющих компаний. Все они уверены, что проблема в изношенности сетей Водоканала. Ведь не секрет, что 70% водопровода уже исчерпали свой срок эксплуатации. А значит, трубы ржавые изнутри и снаружи. И эта ржавчина смывается каждый раз при подаче воды, ведь ей надо куда-то деваться.

УК тоже отвечают за качество воды

Ответственность за воду, которая идет из крана, также несут и управляющие компании. И если сами управленцы вам говорят, что отвечает только ресурсоснабжающая организация, а именно Водоканал, не верьте. Ведь общедомовые системы тоже ржавеют, приходят в негодность. И эти ржавые трубы время от времени нужно промывать и менять. Если этого не делать, из крана будет идти вода с ржавчиной.

Так, существуют государственные стандарты содержания многоквартирных домов. Эти ГОСТы и диктуют общие требования. В частности, там сказано, что управляющие компании ДОЛЖНЫ совершать: промывку и дезинфекцию системы ХВС; проверку на герметичность; защиту от коррозии; ремонт вышедших из строя небольших участков трубопроводов.

Также я обратилась за комментарием к члену экспертного совета при комитете по вопросам ЖКХ Краснодарского края Людмиле Юрьевой, чтобы утвердиться в своей правоте.

— Безусловно, желтая вода идет из кранов потому, что она подается по графику, — пояснила Людмила Николаевна. – Ведь когда в системе нет воды, то металл взаимодействует с кислородом, и происходит окисление, то есть появляется коррозия металла или, как говорят в народе, ржавчина. Это основы химии. Если бы вода в системе была постоянно, то такого явления мы бы не наблюдали. При этом стоит учитывать, что вода в систему подается два раза в день под давлением, а значит, поток смывает ржавчину, которая успевает образоваться.

— Так управляющие компании ни при чем?

— Управляющая компания  — это исполнитель коммунальной услуги, а значит, по закону отвечает за качество услуги, которую предоставляет. Конечно, причины ржавой воды могут быть и в общедомовых сетях. Управляющая компания должна осуществлять промывку и дезинфекцию общедомовых сетей и накопительных емкостей, если таковые имеются.

Поэтому если жители столкнулись с некачественной услугой, то в первую очередь нужно обращаться именно в управляющую компанию. Это прописано в Приложении №1 к «Правилам предоставления коммунальных услуг», утвержденных 354 Постановлением Правительства РФ. Открываем требования к качеству холодной воды. Один из параметров – постоянное соответствие состава и свойств воды нормам СанПиНа.

Соответственно, если люди полагают, что это не так, то они вправе предъявить претензию исполнителю услуг. Как это сделать? Вызвать представителей управляющей компании для составления акта о несоответствии качества воды нормам потребления.

Если в течение двух часов представитель УК не приходит, то такой акт потребители могут сами составить. Подписывает его председатель дома и еще один житель дома (например, сосед), либо, если председателя дома нет, два жителя. Акт будет считаться законным. Если таким образом будет доказано, что параметры качества были нарушены, то исполнитель услуг обязан сделать перерасчет. Но, сразу отмечу, суммы там будут копеечные.

Но можно еще вызвать Роспотребнадзор, который контролирует качество воды. Специалисты ведомства возьмут воду на анализ и привлекут по итогам к ответственности виновное лицо – исполнителя или поставщика коммунального ресурса.

Источник: «Новороссийский рабочий», Лиана Гиль

Фото: Анатолий Поздняков