закрыть
меню
поиск по сайту
закрыть
17 июня 2020 (12:37)

Листая страницы истории. Воспоминания участника событий 1918 года - потопления в Цемесской бухте кораблей Черноморского флота

18 июня исполняется 102 года со дня одного из наиболее трагических эпизодов в истории военных флотов - потопление в 1918 году в Цемесской бухте Черноморского флота.

В архиве хранятся воспоминания участника событий тех дней Дедуха Михаила Федоровича, служившего юнгой на эсминце «Пронзительный». Начинал Михаил Федорович службу еще в царском флоте в 1915 году, когда ему было только 16 лет. В те памятные дни шел ему 19-й год.

«… Выйдя на палубу и поднявшись на мостик, я увидел стоящие впереди «Пронзительного» «Гаджибей», «Быстрый», сзади нас стоял эсминец «Калиакрия». Влево от нас, ближе к берегу, и сливаясь с фоном берега, стояло в линию несколько миноносцев-угольщиков и эсминец «Фидониси». Из бухты за мол буксиры выводили линкор «Свободная Россия». С мостика было видно как от штабного корабля «Троян» отошел эсминец «Керчь» и направился к выходу. Проходя вдоль линии миноносцев, с «Керчи» в мегафон передавались команды открыть кингстоны и топить корабли, личному составу возвратиться в Новороссийск.

Войдя между линиями стоявших кораблей и поравнявшись с «Фидониси», «Керчь» выпустил по «Фидониси» торпеду. С «Пронзительного» хорошо был виден всплеск торпеды, ее след, и через несколько мгновений у борта «Фидониси» раздался взрыв, миноносец, переломившись пополам, окутанный дымом и паром, быстро ушел в пучину. Медленно оседали другие корабли, стоявшие в одной линии с «Фидониси», и один за другим уходили под воду. Над водой виднелись только верхушки мачт.

Когда «Пронзительный» был выведен на внешний рейд, на борту корабля оказалось нас только четыре человека, в том числе наш штурман. Вскоре к нам подошел вельбот, на котором прибыло еще 7 человек. Вместе с прибывшими товарищами мы начали готовить миноносец к затоплению. На мачте взвился сигнал «Погибаем, но не сдаемся!». На других кораблях реяли такие же сигналы. Из рубки были вынесены сигнальные книги, для верности была привязана чугунная болванка, и книги были выброшены за борт. Трюмные спустились в кочегарку и машинное отделение и открыли кингстоны. «Пронзительный» начал медленно оседать. От «Гаджибея» отвалила шлюпка с командой затопления и направилась в Новороссийскую бухту. Вдали в сторону Дообского мыса виден был линкор «Свободная Россия». Буксиры, установив его на указанное место, уходили от него. Мы спустились в кают-компанию и приступили к завтраку. Вдруг мы услышали взрыв. Выбежав на палубу, мы увидели облако дыма и пара на том месте, где стоял эсминец «Калиакрия». На месте корабля торчали из воды стеньги мачт. На «Калиакрии» были подорваны зарядные отделения торпед носового аппарата и эсминец, вероятно, сел прямо на киль.

Стоявший впереди «Гаджибей», по нашему мнению, погружался очень медленно. Находившийся впереди "Гаджибея" эсминец «Быстрый» накренился и быстро затонул. На «Гаджибей» были посланы трюмные с «Пронзительного», которые открыли все кингстоны. Когда на «Пронзительном» вода подошла почти к иллюминаторам кормовых помещений, мы сели на вельбот и отошли от корабля, чтобы вельбот не затянуло в воронку.

У всех, находившихся на шлюпке, были суровые лица. Мы молча прощались с кораблем. Прошло несколько минут, корма «Пронзительного» начала быстро погружаться в воду и корабль стал крениться на правый борт. Когда крен корабля достиг максимума, раздался какой-то грохот, звон оборванных струн. Это сорвалось со своих мест разное оборудование и пианино. Из открытых иллюминаторов носовых помещений послышался вначале какой-то свистящий звук, перешедший в звук, похожий на стон живого существа, и корабль, перевернувшись на левый борт, скрылся под водой. Почти одновременно, как бы поклонившись друг другу, погрузился в морскую пучину и «Гаджибей». Сняв головные уборы, в суровом молчании мы прощались со своим кораблем. Некоторые, отвернув глаза, вытирали набежавшие слезы. Вокруг на плаву не видно было уже ни одного корабля, только вдали, примерно на траверзе Кабардинки, ожидал своей участи линкор «Свободная Россия». Когда над «Пронзительным» сомкнулись воды Цемесской бухты, мы, взявшись за весла, направились в Новороссийскую бухту.

На вельботе никто не разговаривал, гребли молча, каждый из нас думал, какие же испытания ждут нас впереди

Подойдя к бывшей стоянке «Пронзительного» и высадившись на пристани, мы увидели, как из бухты выходил эсминец «Керчь». Посылая прощальные сигналы, он полным ходом направился к линкору «Свободная Россия». Подойдя на расстояние торпедного залпа, «Керчь» выпустил по стоящему линкору 4 торпеды. Один за другим у борта линкора взметнулись взрывы, корабль стал крениться, до Новороссийска донесся какой-то грохот. Это сорвались многотонные орудийные башни, корабль перевернулся и начал погружаться в воду. Выполнив свой революционный долг, эсминец «Керчь» под командованием старшего лейтенанта Кукеля дал ход и скрылся из вида за Дообским мысом…»

                                                                  

Ф. № Р-132, оп. 1, д. 15, л. 30-33,

                                                                   фото из фототеки архива