закрыть
меню
поиск по сайту
закрыть
23 июня 2020 (16:10)

«Листая страницы истории»: 25 июня 7 июля) 1888 года введена в эксплуатацию железнодорожная линия Тихорецкая – Новороссийск

Быстрое развитие города требовало постройки железнодорожной ветки, ибо гужевые тропы и шоссейный тракт не могли обеспечить его нужды. Уже в 1872-1873 годах стоял вопрос о «производстве изысканий для боковых ветвей от Ростова Владикавказской железной дороги к Черному и Каспийскому морям». Особенно возросла необходимость коренного улучшения путей сообщения после открытия огромных запасов цементного сырья и сооружения ряда предприятий цементной промышленности. Развитие порта явилось также одной из главных причин, повлиявших на положительное разрешение вопроса о строительстве железной дороги в Новороссийске.

Работы начались в 1883 году. Трасса была очень трудной, многие ее участки прокладывались в скальном грунте, а на подступах к Новороссийску пришлось сооружать два тоннеля. В отчете по сооружению Новороссийской ветки сообщалось: «… Земельные работы производились конною возкой на всем протяжении… На горном участке выемки и резервы разрабатывались при помощи пороха и динамита; грунт отвозился в вагончиках по временным путям… 

Шпалы и переводные брусья исключительно дубовые, доставлявшиеся, главным образом, из ближайших лесов, частью с Черноморского побережья… всего доставлено на линию рельсов 1051303,14 пудов, из которых 593216,65 пудов правительственного заказа с Путиловского завода, остальные 318464,66 пудов и 139621,83 пудов изготовлены на заводе Новороссийского общества ЮЗА. Большая часть рельсов имеет длину 20 футов, рельсы Новороссийского завода – 28-футовые. Путиловские рельсы доставлялись морем вокруг Европы в Ростов, Новороссийск и Екатеринодар (от Темрюка – по Кубани). Все крепления стальные изготовлены заводом ЮЭА…»

На торжественное открытие в Новороссийск прибыли министр путей сообщения К.Н. Посьет, главноначальствующий гражданской частью на Кавказе А.М. Дондуков-Корсаков, начальник Кубанской области и другие высокопоставленные лица.

Наступает торжественный момент – к станции приближается украшенный цветами поезд. Мужчины сняли головные уборы. Ликующая масса народа под палящим солнцем встречает первый поезд. У станции через полотно железной дороги протянута широкая лента. Ее торжественно перерезает министр путей сообщения К.Н. Посьет. Огромный, тяжкий труд тысяч рабочих завершен – новая ветка железной дороги Тихорецкая – Новороссийск открыта. Это произошло 25 июня (7 июля) 1888 года. 

А. Герасименко, С. Санеев. Новороссийскъ – от укрепления к губернскому

городу. Краснодар: Эдви, 1998., л. 216-217, газета «Новороссийский

рабочий» от 07.07.1963