закрыть
меню
поиск по сайту
закрыть
21 декабря 2021 (09:46)

Школа по охране труда. Практикум по охране труда для руководителей и специалистов по охране труда

В помощь работодателю.

ТЕМА: Проверьте, все ли изменения-2021 по охране труда вы учли в работе

Проверьте, все ли обязательные мероприятия 2021 года вы успели выполнить. Уже опубликовали обновленный Х раздел ТК по охране труда и часть подзаконных актов. В 5 номере выпуска «Школа по охране труда» собраны главные изменения законодательства за год и даны рекомендации, которые помогут вам выполнить новые требования. В марте 2022 года должны вступить в силу новые Порядок обучения, Примерное положение о СУОТ, требования к разработке инструкций и правил по охране труда и др.

По материалам журнала «Справочник специалиста по охране труда»

1 Подготовьтесь к изменениям Х раздела ТК 2
2 Используйте в работе только новые Правила по охране труда 2-3
3 Отмените повторную спецоценку для безопасных рабочих мест 3
4 Организуйте безопасность по новым противопожарным правилам 4
5 Организуйте учет микротравм 5
6 Организуйте медосмотры по новому Порядку 5-6
7 Проводите новые инструктажи по ЧС 6
8 Контролируйте охрану труда удаленных работников 7
9 Подготовьтесь к новым видам проверок 7-8
10 Пересмотрите состав аптечек 8
11 Организуйте производственный контроль по новым правилам 9
12 Обновите должностную инструкцию по профстандарту 10

1. Подготовьтесь к изменениям Х раздела ТК

Начинайте заниматься долгосрочными задачами из-за изменений Трудового кодекса. Уже опубликован обновленный Х раздел по охране труда и предоставили работодателям переходный период, документ вступит в силу с марта 2022 года. Оцените профриски и позаботьтесь о том, чтобы до марта все работники ознакомились с результатами процедуры.

Составьте в зависимости от профиля своей организации реестр НПА с обновленными требованиями и обеспечьте работникам доступ к нему. Также сообщите руководству о запрете на работу в опасных условиях труда и разработайте меры, которые позволяют исключить 4-й класс условий труда.

2. Используйте в работе только новые Правила по охране труда

Проследите, чтобы в локальных документах не осталось ссылок на старые Правила по охране труда. Из-за «регуляторной гильотины» в 2021 году нужно было пересмотреть инструкции, программы инструктажей, обучения и экзаменационные билеты по охране труда, а также провести по этим обновленным документам внеплановые мероприятия по обучению работников.

При проверке инспектор ГИТ точно обратит внимание на дату пересмотра локальных документов и наличие в них ссылок на отмененные НПА. Поэтому перепроверьте, чтобы в положении о СУОТ, приказах, документах для обучения или локальных стандартах по охране труда не было ссылок на отмененные правила. Учтите, что обучение по документам, в которых упоминаются неактуальные НПА, инспектор признает недействительным.

3. Отмените повторную спецоценку для безопасных рабочих мест

Если условия труда не изменились, не нужно проводить спецоценку на рабочих местах, задекларированных пять лет назад. Декларация стала бессрочной и действует, пока не произойдет несчастный случай, не выявят профзаболевание или трудинспекторы не обнаружат нарушения. Такие поправки утвердили, чтобы снизить нагрузку на бизнес (Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ). До этого периодичность спецоценки на задекларированных рабочих местах была 10 лет, чаще — в случаях, когда наступили причины для внеплановой процедуры.

В марте вступит в силу приказ Минтруда от 17.06.2021 № 406н, который установит новые требования к форме и порядку подачи декларации по СОУТ. Документ разрешили подавать в электронном виде, если подписать его усиленной квалифицированной электронной подписью. Срок на подачу декларации в ГИТ теперь будут отсчитывать не с момента утверждения отчета, а со дня внесения сведений о спецоценке во ФГИС СОУТ.

К марту 2022 года в закон о спецоценке планируют внести изменения, которые позволят:

составлять и подписывать отчет о проведении СОУТ в электронном виде. Для этого экспертам и членам комиссии потребуются усиленные квалифицированные электронные подписи;

вносить результаты оценки профрисков во ФГИС СОУТ;

получить выписку из ФГИС СОУТ с информацией из реестра экспертов и организаций, проводящих СОУТ.

4. Организуйте безопасность по новым противопожарным правилам

Изменения касаются специалистов, в чьи обязанности входит пожарная безопасность. Если это про вас, дополните инструкцию о мерах противопожарной безопасности. Проверьте, что со всеми работниками провели внеплановый противопожарный инструктаж по новым правилам. Ведите журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

С 1 января 2021 года вступили в силу новые противопожарные правила (Правила, утв. постановлением Правительства от 16.09.2020 № 1479, далее — Правила № 1479). В документ добавили новые запреты и требования. Например, работодателей обязали вести новый документ — журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Некоторые нормы смягчили. Например, для зданий и сооружений с пониженной пожароопасностью из категории Д отменили требование иметь передвижные огнетушители (пп. 312, 406, приложение 1 Правил № 1479).

Новые правила требуют обучать мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профобразования (п. 3 Правил № 1479). При этом МЧС пока еще не опубликовал новый порядок обучения, в котором ПТМ заменят на дополнительную профподготовку. Однако ведомство уже утвердило типовые дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности (приказ МЧС от 05.09.2021 № 596). Они вступят в силу 1 марта 2022 года.

Дополнительное профобразование будут проходить:

руководители предприятий и филиалов, ИП и другие лица, ответственные за пожарную безопасность;

руководители и ответственные лица эксплуатирующих и управляющих организаций, которые ведут хозяйственную деятельность по пожарной безопасности;

главные специалисты технического и производственного профиля на объектах массового пребывания, взрывопожароопасных объектах;

лица, которые проводят работникам противопожарный инструктаж.

Обучение будет длиться минимум 16 часов, при этом не менее 4 часов отведут на практическую часть. Учебный центр самостоятельно определит форму обучения для теоретической части, она может быть очной, очно-заочной или заочной. По каждому разделу программы обучающиеся будут проходить промежуточную аттестацию. Завершит обучение итоговая аттестация.

5. Организуйте учет микротравм

Подготовьте локальные документы для организации работы с микротравмами. Начните с документа, в котором подробно опишите порядок расследования и учета микротравм в организации. Например, это может быть Положение об учете микротравм, регламент или раздел в Положении о СУОТ. В документе учитывайте специфику организации: оргструктуру и профиль производства.

С 1 марта 2022 года каждый работодатель будет обязан учитывать микроповреждения работников, а также рассматривать их обстоятельства и причины (пп. 14, 18, 25 ст. 1 Федерального закона от 02.07.2021 № 311-ФЗ). Минтруд уже подготовил рекомендации, по которым стоит организовать процедуру. Ведомство предлагает в течение суток рассматривать обстоятельства и причины микротравмы, регистрировать ее в журнале и разрабатывать мероприятия по устранению причин.

6. Организуйте медосмотры по новому Порядку

Направляйте сотрудников на предварительные и периодические медосмотры, если при СОУТ на их рабочих местах установили подкласс условий труда 3.1 и выше. А также, если сотрудники выполняют работы, перечисленные в разделе VI приложения к Порядку № 29н, независимо от класса условий труда (Порядок, утв. приказом Минздрава от 28.01.2021 № 29н, здесь и далее — Порядок № 29н).

Минтруд и Минздрав выделили еще одно исключение помимо видов работ (письмо Минтруда № 15–2/10/В-8809, Минздрава № 28‑5/И/2–10974 от 16.07.2021). Независимо от класса условий труда на медосмотры следует направлять сотрудников, если на их рабочих местах есть химические вещества со специфическим эффектом, описать которые при стандартных процедурах нормирования невозможно, защититься с помощью уровней предельно допустимых концентраций — тоже. К ним относят аллергены, канцерогены любой природы, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия и химические вещества, опасные для репродуктивного здоровья или обладающие остронаправленным действием.

С 1 апреля 2021 года действует приказ Минздрава от 28.01.2021 № 29н, которым утвердили порядок проведения медосмотров, а также перечень факторов и работ, при которых проводятся обязательные медосмотры. Новый приказ заменил приказ Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н в рамках «регуляторной гильотины».

7. Проводите новые инструктажи по ЧС

Изменения касаются специалистов по охране труда, в чьи обязанности входит ГО и ЧС. Если это про вас, организуйте новые инструктажи по действиям в чрезвычайных ситуациях. МЧС рекомендовало совмещать их с вводным инструктажем по гражданской обороне.

С 2021 года ввели еще один вид инструктажа для работников (Положение, утв. постановлением Правительства от 18.09.2020 № 1485). Работодатели должны проводить им инструктаж по действиям в ЧС не реже одного раза в год. Новым сотрудникам инструктаж понадобится в течение первого месяца после приема на работу. Работникам также нужно самостоятельно изучать порядок действий в ЧС и принимать участие в учениях и тренировках.

8. Контролируйте охрану труда удаленных работников

Контролируйте, чтобы удаленщикам рассказывали о требованиях охраны труда по работе с оборудованием, которое выдал или рекомендовал работодатель. Расследуйте любой несчастный случай с работником на дистанционке.

Госдума приняла изменения в ТК, которые регламентируют удаленную работу, — правила действуют с 1 января (ст. 312.1–312.9 ТК). Закон предусматривает, что работодатель сможет переводить сотрудников на удаленку без их согласия. В таком случае компания должна будет обеспечить их необходимым оборудованием или возместить затраты. Перевод на удаленную работу при этом не станет основанием для снижения зарплаты. В случае болезни работник сможет направить работодателю номер электронного листка нетрудоспособности.

По статье 312.7 ТК, чтобы обеспечить охрану труда удаленных сотрудников, работодатель обязан только:

  • расследовать и учитывать несчастные случаи;

  • выполнять предписания надзорных органов;

  • отчислять страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев;

  • рассказывать о требованиях охраны труда при работе с рекомендованным или предоставленным им оборудованием и средствами

9. Подготовьтесь к новым видам проверок

Подготовьтесь к новым видам проверок от ГИТ: инспекционным визитам, рейдовым осмотрам, профилактическим визитам. В 2021 году Правительство утвердило новое Положение для проверок ГИТ и пояснило в нем правила контроля (Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства, утв. постановлением Правительства от 21.07.2021 № 1230).

С 1 июля контролеры могут заменить запланированные проверки на инспекционные визиты. Главное преимущество инспекционного визита — он не должен длиться больше одного рабочего дня. Но есть и плохая новость: визиты будут внезапными, инспекторы не будут уведомлять о них работодателей (ч. 4 и 5 ст. 70 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ, далее — Закон № 248-ФЗ).

Максимальный срок для проверок с 1 июля сократили вдвое: с 20 рабочих дней до 10 (п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ). Если контролеры не заменят запланированную проверку на инспекционный визит, максимальный срок на нее — тоже 10 рабочих дней. Сроки для структурных подразделений в других регионах по-прежнему считают отдельно.

10. Пересмотрите состав аптечек

Проверьте аптечки на предприятии — к ним пересмотрели требования. Теперь в аптечках больше современных средств для оказания первой помощи. Обновленный состав смотрите в приказе Минздрава от 15.12.2020 № 1331н. Документ вступил в силу 1 сентября 2021 года. Если срок годности аптечек не закончится до этого момента, продолжайте использовать их. Годными комплектами в организации разрешено пользоваться до 31 августа 2025 года. Если нужно обновить аптечки, приобретайте изделия по новым правилам.

11. Организуйте производственный контроль по новым правилам

Проводите производственный контроль с учетом новых санитарных правил СП 2.2.3670–20. Они установили санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда, которые обязаны соблюдать все юридические лица и предприниматели. Кардинальных изменений в процедуре производственного контроля не произошло. Роспотребнадзор отменил старые документы с требованиями к условиям труда, но по сути СП 2.2.3670–20 — обновленный сборник привычных норм. В ведомстве только убрали противоречия, повторы, излишние и устаревшие требования.

Новые санитарные правила регламентируют производственный контроль только относительно рабочих мест (п. 2.3 СП 2.2.3670–20). Они не отменяют и не заменяют санитарные правила СП 1.1.1058‑01, которые продолжают регулировать контроль за производством, хранением, транспортировкой и реализацией продукции.

По новым СП 2.2.3670–20 измерять и контролировать нужно только те факторы на рабочих местах, параметры которых превышают гигиенические нормативы по результатам спецоценки и ранее проведенного производственного и государственного контроля. С 1 марта 2021 года гигиенические нормативы устанавливают новые СанПиН 1.2.3685–21.

12. Обновите должностную инструкцию по профстандарту

Записи в вашей должностной инструкции не должны выходить за рамки обновленного профстандарта для специалиста по охране труда. Измените формулировки в документе в зависимости от задач, которые выполняете. Соглашайтесь прописать только те функции, которые соответствуют вашему уровню квалификации. Например, младшему или обычному специалисту по охране труда стоит отказаться от записи в должностной инструкции: «управление профессиональными рисками в организации», в его квалификации — «проведение мероприятий, направленных на снижение уровней профрисков».

Новый профстандарт «Специалист в области охраны труда» вступил в силу 1 сентября (утв. приказом Минтруда от 22.04.2021 № 274н). В документе расширили список возможных должностей и добавили восьмой уровень квалификации, до этого для специалистов по охране труда устанавливали только шестой и седьмой. Появилась возможность заниматься охраной труда на месте младшего специалиста по охране труда, эксперта, инструктора или консультанта по условиям и охране труда, заместителя руководителя организации по управлению профрисками или руководителя направления.