закрыть
меню
поиск по сайту
закрыть
10 июля 2020 (17:17)

Обзор ведущих маркетплейсов. Зачем размещать на них товары?

Общемировая доля маркетплейсов в сегменте e-commerce превышает 55 процентов, что наглядно демонстрирует привлекательность этой модели, как для продавцов, так и для покупателей. С учетом коронавирусного кризиса уже через 2 – 3 года доля этих площадок может увеличиться до 2/3 рынка. В чем заключается залог успеха маркетплейсов и кто в настоящее время занимает лидирующие позиции на рынке?

Ключевое отличие маркетплейсов от интернет-магазина заключается в том, что они не принадлежат какому-то одному бренду. Наоборот, залог их успеха заключается в максимально широком предложении товаров и услуг, которые потенциальный покупатель может получить, не покидая один сайт.

Для завоевания доминирующего положения на рынке маркетплейсы предлагали и предлагают привлекательные условия сотрудничества для продавцов, особенно для небольших и начинающих. Зачем вкладывать деньги в собственный сайт и искать покупателей, когда продвижением товаров может заняться маркетплейс? Зачем думать о собственной службе доставки, если маркетплейсы располагают огромным штатом курьеров, работающих по всей стране и тысячами пунктов самовывоза?

Конечно, в работе с маркетплейсами есть и минусы в виде высокой конкуренции и необходимости четкого следования правилам и стандартам площадок, но оно того стоит. Объем электронного товарооборота в России по итогам прошлого года составили более 1,35 триллиона рублей. Показатель 2020 года вполне может достичь 2 триллионов. Реалистичный прогноз на 2023 год составляет 2,5 триллиона рублей, значительную часть которых составят продажи, совершенные именно через маркетплейсы.

Отличительной особенностью российского рынка на данный момент является низкая конкуренция среди маркетплейсов, - они демонстрируют высокие темпы роста, практически не мешая друг другу, при этом на рынке периодически появляются новые амбициозные участники. Это стало возможным, в том числе, из-за того, что работающие в России площадки используют отличающиеся между собой стратегии развития, что делает рынок более разнообразным и комфортным для покупателя, в отличие, скажем, от Китая, рынок которого де-факто поделен между несколькими гигантами с очень похожей структурой.

Так кто же на сегодняшний день занимает лидирующие позиции на российском рынке?

Wildberries

Бизнес-модель WB начиналась с фэшн-ритейлера, но затем претерпела ряд изменений, в результате которых WB стал крупнейшим в России маркетплейсом, объединяющим десятки тысяч брендов и обрабатывающим около миллиона заказов ежедневно. Кроме одежды, обуви и аксессуаров здесь можно купить косметику, электронику, товары для животных и многое, многое другое. В начале 2020 года WB вышел на европейский рынок.

Ozon

Это один из первых маркетплейсов на российском рынке, на котором в настоящее время можно купить практически все, что угодно: от детского питания до товаров для взрослых. Показатели площадки заслуживают уважения: более 300 тысяч заказов ежедневно, более 4 миллионов уникальных пользователей в сутки и аудитория, превышающая 20 миллионов человек.

Беру

Результат сотрудничества «Сбербанка» и «Яндекса» не может похвастаться богатой историей (появился на свет в 2018 году), но при этом он демонстрирует завидные показатели роста. В конце 2019 года суточная аудитория маркетплейса впервые превысила 1 миллион человек. К концу текущего года этот показатель может удвоиться.

Tmall

В 2019 году у AliExpress появилось две российских дочерних компании: «AliExpress Россия» и Tmall. С первой в настоящее время работают более 10 тысяч партнеров, а количество товаров на площадке превышает полтора миллиона. Со второй же сотрудничают ведущие продавцы с зарегистрированными товарными знаками.

Goods

Этот проект «М-Видео» существует с 2017 года, но в отличие от «Беру» демонстрирует куда менее впечатляющие показатели роста, которые все равно заслуживают внимания: около 2000 партнеров, более 1,5 миллиона товаров и примерно 5 миллионов уникальных посетителей ежемесячно.

Lamoda

Крупный маркетплейс, ориентированный на работу в России и странах ближнего зарубежья. Имеет более 10 тысяч пунктов выдачи. Приоритетными категориями товаров являются одежда и обувь. Отличительной особенностью Lamoda от других маркетплейсов является ориентация на платежеспособную аудиторию: средний чек на площадке превышает 3000 рублей.

Маркетплейсы становятся сегодня доминирующей формой организации продаж товаров и услуг. В существующих условиях экономики развитие бизнеса, а особенно малого и среднего, в целом становится гораздо более эффективным с подобными торговыми площадками. В свою очередь, покупки на маркетплейсах становятся также все более значимы для потребителей, поскольку они обеспечивают доступ к более широкому спектру товаров и услуг.

Сама ситуация развития подобной торговли подталкивает локальных продавцов к тому, чтобы использовать маркетплейсы как инструмент, позволяющий сделать себя видимыми игроками рынка через интернет, доносить информацию о своих товарах и услугах с максимальным охватом аудитории. И, безусловно, что в ближайшие несколько лет развитие торговли через маркетплейсы будет только расти, современные покупатели хотят приобретать товар в один клик.