закрыть
меню
поиск по сайту
закрыть
17 Мая 2020 (14:14)

Из истории новороссийского элеватора

Распечатать

Постройку элеватора начали в 1891 году. Напротив вокзала на железнодорожной территории выбрали ровное место и на скалистом грунте заложили котлован. Семь месяцев продолжались работы по рытью котлована.

Затем была начата кладка фундамента. Возводилось огромное сооружение вместимостью 3 000 000 пудов пшеницы. В 1894 году элеватор был построен и пущен в эксплуатацию. Он был
оснащен по последнему слову техники, практически все работы, связанные с перегрузкой зерна, выполнялись с помощью электричества. Девятиэтажное здание было выстроено из камня и красного кирпича и являлось самым высоким строением Новороссийска.

Проект знаменитого русского инженера Станислава Ипполитовича Кебедза, который занимал должность директора Владикавказской железной дороги.

На иностранные пароходы зерно грузилось с эстакады, по которой вагонетки с зерном подавались на эстакадную двухэтажную пристань, отсюда посредством труб зерно ссыпалось в трюмы кораблей. Осуществлялась погрузка и лентами, которые шли в специальных галереях от элеватора до элеваторной пристани в порту. Внутри галерей работали транспортерные ленты, и зерно текло прямо из амбаров на пароходы. Таким способом грузили большинство пароходов, прибывших за хлебом.

Такая быстрая погрузка хлеба в пароходы была возможна только при наличии электричества. От электричества зависела и работа всего элеватора. Осуществлять контроль за строительством электро- станции было доверено талантливому русскому инженеру А.Н.Щенсновичу, который и руководил всеми работами. Жил и работал А.Н. Щенснович в Новороссийске. Этот человек сделал очень много для развития не только района Мефодиевки, но и города в целом. 

Городское управление при решении сложнейших технических проектов сталкивалось с большими трудностями и во многих случаях для их решения приглашало на свои заседания инженера А.Н. Щенсновича. 

На момент постройки здания в 1894 году элеватор был крупнейшим в Европе и занимал второе место в мире после чикагского. На элеваторе работал знаменитый русский борец Иван Поддубный, которой обладал силой десятерых, даже в преклонном возрасте он ходил с тростью весом 1 пуд (16кг).