закрыть
меню
поиск по сайту
закрыть

О районе

Восточный район г. Новороссийска является внутригородским районом, в границах от 12 км Сухумского шоссе вдоль Маркхотского хребта до западной границы городской черты, по ул.Окраиной до ж.д. полотна, по линии ж.д. полотна до ул. Портовой, по ул. Портовой вдоль берега моря до 12 км Сухумского шоссе. Восточный район образован в 1977 году, после административного разделения города Новороссийска на районы (Ленинский), граничит с Центральным районом города Новороссийска и Приморским районом. В районе сосредоточены крупные промышленные и транспортные предприятия.

В 1846 году здесь начал свою работу морской торговый порт, в 1847 году открылась таможня. В 1880 году создана франко-русская компания «Русский стандарт», специализирующаяся на экспорте нефтепродуктов. В 1882 году — построены нефтехранилища, нефтезавод братьев Нобелей. Первый пароход «Альфред» повез нефть в Англию. В этом же году был пущен первый цементный завод, принадлежащий акционерному обществу Черноморского цементного производства (ныне цемзавод «Пролетарий»).

В 1888 введена в эксплуатацию железнодорожная линия «Тихорецк — Екатеринодар — Новороссийск». В этом же году Новороссийск посетил император Александр III, который поездом проследовал к Эстакадной пристани (Центральный район порта) и присутствовал при укладке бетонного блока в основание Восточного мола. В 1894 году был пущен Новороссийский элеватор, который в то время был единственным в России и вторым в мире после Чикагского. В 1895 году закончено строительство второго цемзавода «Цепь» (ныне цемзавод «Октябрь»), принадлежащего франко-русской компании.

В 1902 году открылось сквозное движение по Новороссийско-Сухумийскому шоссе, которое связало все города Черноморья.

В период с 1918 по 1941 годы промышленность восточной части города Новороссийска продолжала бурно развиваться. Из Таллинна в Новороссийск был перебазирован судостроительный завод «Судосталь» («Красный двигатель»), который выпускал нефтяные и судовые двигатели. Новороссийский цемент получил 2 золотых медали на Всемирных выставках стройматериалов. Торговый порт был награжден вторым орденом Красного Знамени за успешное поднятие кораблей, затопленных в Цемесской бухте 1918 году. По плану ГОЭРЛО вступила в строй Новороссийская электростанция. В восточной части города открылась трамвайная линия.

В годы Великой Отечественной войны город практически весь был разрушен. В районе цемзаводов шли кровопролитные бои с превосходящими силами противника, но враг был остановлен, в 1943 году линия фронта на Северном Кавказе была стабилизирована.

16 сентября 1943 года был произведен последний залп-салют в честь освободителей города знаменитой 394 дальнобойной батареей А.Э. Зубкова.

В послевоенные годы промышленность района была восстановлена и получила свое дальнейшее развитие.

В 1956 году был создан лесной порт Минлеспрома СССР. В 1964 году от причалов нефтебазы «Шесхарис» отошел первый танкер с нефтью. Достигли высоких мощностей Новороссийское морское пароходство, комбинат «Новоросцемент», предприятия железнодорожного узла.

В 1994 году Ленинский район, созданный в 1977 году, был реорганизован в Восточный округ, в 2004 году округ был переименован в Восточный район города-героя Новороссийска, а в 2007 году в Восточный внутригородской район муниципального образования город-герой Новороссийск.