Сложная финансовая ситуация муниципальных образований, связанная с исполнением все большего количества полномочий органов местного самоуправления и переданных государственных полномочий, а также недостаточная обеспеченность их доходными источниками привели к необходимости оптимизации расходов.
Оптимизация структуры расходов бюджета проводится путем повышения эффективности бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации закупок, бюджетной сети и численности служащих.
Законодательно понятие оптимизации не определено, но Бюджетным кодексом установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В рамках постановления с внесенными изменениями от 18.01.2016г. № 100 «Об утверждении Плана мероприятий по оптимизации бюджетных расходов на 2016 год», годовой план по сокращению расходов на 01.07.2016 год составляет 310 млн.рублей.
Анализ выполнения плана мероприятий по сокращению расходов бюджета за 1 полугодие 2016 года
В целом за 1 полугодие 2016 года, сокращено расходов городского бюджета на сумму 151 581 тыс. руб., при плане 157 001 тыс. руб., исполнение составило 97 %. Темп роста к уровню предыдущего года составил 95 % ( за 1 полугодие 2015 года сокращено 159 916 тыс.руб.).
Анализ выполнения плана мероприятий по сокращению расходов городского бюджета за 2016 год в разрезе мероприятий - По мероприятию «Контроль качества выполненных работ» выполнение составило 7 182 тыс.руб. при плане 16 300 тыс.руб., или 44%; |
- По мероприятию «Конкурсные процедуры» выполнено 24 422 тыс.руб., при плане 30 980 тыс.руб., или 79%; |
- По мероприятию «Оптимизация штатной численности и экономия фонда оплаты труда» выполнено 36 448 тыс.руб., при плане 34 825 тыс.руб., что составило 105%; |
- По мероприятию «Снижение расходов за счет предоставления платных услуг» выполнено 67 853 тыс.руб., при плане 57 352 тыс.руб., или 118%; |
- По прочим мероприятиям исполнено 15 676 тыс.руб. при плане 22 044 тыс.руб., или 71 %. |
Сокращение штатных единиц и экономии фонда оплаты труда
С начала 2016 года, проводилась работа непосредственно с каждым руководителем учреждения по сокращению штатной численности, в результате сумма экономии составила 15 362 тыс.руб. и было высвобождено 80,5 шт.ед.
№ п/п |
Наименование отрасли |
Сокращено |
Сумма экономии за 2016 г., тыс.руб. |
ИТОГО |
80,5 |
15 362 |
|
1 |
Управление образования |
40 |
10 752 |
2 |
Управление по ФК и спорту |
15,5 |
1 398 |
3 |
Управление культуры |
25 |
3 212 |
Анализ резерва по оптимизации расходов бюджета за 1 полугодие 2016 года
В результате проведенных мероприятий по оптимизации средств городского бюджета за 1 полугодие 2016 года сформирован резерв денежных средств в сумме 66 195 тыс. руб. В том числе по управлениям:
Наименование учреждения |
План по резерву |
Перераспределено |
Остаток резерва |
Примечание |
ВСЕГО: |
66 195 |
25 488 |
40 707 |
|
МБУ « Управление городского хозяйства» |
21 463 |
10 780 |
10 683 |
Направлено на погашение кредиторской задолженности по благоустройству и озеленению |
Аппарат управления |
10 487 |
6780 |
3 707 |
|
МКУ «Управление строительства» муниципального образования город Новороссийска |
11 586 |
6947 |
4 639 |
438 т.р. на устройство плиточного покрытия по ДОУ (на отрасль "Образование") до решения Арбитражного суда по ООО "Росмонтаж"; 5952 т.р. на софинансирование мероприятий по КГП "Развитие топливно-энергетического комплекса"; 461 т.р. доп.работы по бетонированию ул.Набережной Адмирала Серебрякова; 100 т.р. Устройство металлического ограждения по ул.Свободы |
Управление образования |
8 402 |
0 |
8 402 |
|
МКУ "Управление гражданской защиты города Новороссийска" (МБУ ПАСС "Служба спасения, МБОУ ДПО "Курсы гражданской обороны", МБУ "Пожарная охрана) |
234 |
0 |
234 |
|
МБУ "Безопасный город" |
25 |
0 |
25 |
|
Управление культуры |
3 571 |
|
3 571 |
|
МКУ «Автохозяйство администрации муниципального образования город Новороссийск» |
878 |
700 |
178 |
Направлено на приобретение ГСМ на второе полугодие 2016 года |
Управление физической культуры и спорта |
1 100 |
0 |
1 100 |
|
МБУ «Управление технического надзора и ценообразования» |
248 |
0 |
248 |
|
МКУ «Территориальное управление по работе с населением по месту жительства» |
963 |
100 |
863 |
Направлено на приобретение и установку баннеров |
МБУ "МФЦ" |
598 |
0 |
598 |
|
МБУ "Транспортная диспетчерская служба" |
1 270 |
0 |
1 270 |
|
Администрация внутригородских районов |
1 292 |
181 |
1 111 |
Направлено на приобретение и установку баннеров |
Управление архитектуры и градостроительства |
2 134 |
0 |
2 134 |
|
Управление имущественных и земельных отношений |
1 702 |
|
1 702 |
|
МКУ СПП |
46 |
0 |
46 |
|
МКУ ЦБ ОМС |
92 |
0 |
92 |
|
МБУ Молодежный центр |
0 |
0 |
0 |
|
МКУ ОДМ |
33 |
0 |
33 |
|
МАУ Управление по развитию новых и ранее застроенных территорий и инженерных коммуникаций |
29 |
0 |
29 |
|
МАУ Городской социологический центр |
42 |
0 |
42 |
|
Резерв денежных средств, сформировавшийся в результате оптимизации средств городского бюджета, будет направлен на погашение кредиторской задолженности.
Основные направления оптимизации расходов бюджета в 2016 году
- организация мониторинга бюджетной сети (количество бюджетных учреждений, количество персонала, используемые фонды, объемы и качество предоставляемых муниципальных услуг в разрезе бюджетных учреждений);
- разработка и утверждение программы реструктуризации бюджетной сети (по отраслям), включая изменение типа существующих муниципальных учреждений, перепрофилирование бюджетных учреждений, присоединение отдельных учреждений (объединение нескольких) к другим организациям, ликвидацию бюджетных учреждений, в том числе деятельность которых не соответствует полномочиям, возложенным на публично-правовое образование, которое является его учредителем, а также не соответствует профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
- обеспечение оценки влияния результатов реструктуризации бюджетной сети на удовлетворенность населения предоставляемыми муниципальными услугами (результаты опросов). С учетом результатов оценки определить дальнейшие планы по реструктуризации бюджетной сети;
- повышение эффективности расходов на содержание учреждений (установление нормативов на использование основных средств и материальных ресурсов), в том числе использования зданий, находящихся в оперативном управлении (переезд учреждений в помещения с наименьшей площадью, - консервация свободных площадей, передача части площадей учреждений в долгосрочную аренду);
- оптимизация лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов муниципальных учреждений; обеспечение энергоэффективности в бюджетном секторе;
- снижение затрат на предоставление единицы услуг (выполнение работ за счет прогрессивных технологических решений, оптимизация расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал с учетом установления предельной доли этих расходов в фонде оплаты труда не более 40%);
- привлечение частного сектора для предоставления муниципальных услуг;
- в рамках работы по формированию расходов на содержание органов муниципальной власти сокращение служебных командировок, расходов на подписку на периодические издания, информационное освещение деятельности органов муниципальной власти;
- установление дифференцированного подхода к снижению размера выплат стимулирующего характера муниципальным служащим и работникам учреждений за совершение грубых финансовых нарушений;
- проведение инвентаризации социальных выплат и льгот, установленных законодательством, и их пересмотр на основе принципов адресности и нуждаемости;
- введение нормативно-подушевого финансирования, исходя из численности контингента;
- в целях повышения эффективности муниципальных закупок основываться на следующих критериях: обоснованности закупок, начальных (максимальных) цен контрактов, комплектности приобретаемого товара, его технических характеристик.