закрыть
меню
поиск по сайту
закрыть
04 сентября 2018 (17:05)

Организация охраны труда на автомобильном транспорте по новым правилам

27 сентября 2018 года вступают в силу «Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте», утвержденные приказом Минтруда России от 06.02.2018 г. №59н, а действующие в данный момент Межотраслевые правила, утвержденные Постановлением МТ и СР РФ от 12.05.2003 г. № 28, утрачивают законную силу и больше не применяются.

В целях обеспечения охраны труда на автомобильном транспорте работодатель обязан:

- обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;

- обеспечивать работников, выполняющих работы по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния транспортных средств оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;

- знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью; обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применении инструментов, сырья и материалов;

- проводить обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда;

-  осуществлять контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда;

-  принимать меры по исключению или снижению до допустимых уровней воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов.

Контроль за исполнением правил охраны труда будут осуществлять должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов. За нарушения требований правил руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели – физические лица могут быть привлечены к ответственности.

  В правилах   полностью исключен раздел «Режим труда и отдыха». Режимы труда и отдыха водителей на автотранспортном предприятии должны быть установлены Правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с Положением от 20 августа 2004 г. № 15 (Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (ред. от 03.05.2018)  «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».

 Чтобы не нарушить режим, применяют показания тахографа, табелей, путевых листов. Также внесены изменения и в организацию отдыха водителей. В частности, исключен пункт об оснащении столовой с полуфабрикатами, о создании фельдшерского пункта при численности штата свыше 300 человек, требования о наличии медпункта при численности работающих до 300 человек, о площади комнаты для предрейсового медосмотра, о гигиенических душах и отдельных курительных комнатах для женщин. Также исключены требования к комнате отдыха по площади, о передвижных столовых, об оснащении туалетов писсуарами и т.п. Все эти требования перечислены в СанПиН 4616-88. «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей». Санитарные правила регламентируют основные требования к условиям труда водителей автобусов, грузовых, легковых и специальных автомобилей, которые являются обязательными при проектировании, изготовлении, эксплуатации и ремонте автомобилей и распространяются на автотранспортные  и авторемонтные предприятия и организации министерств и ведомств, имеющие автомобильный транспорт, а также предприятия автомобильной промышленности.

Работодатель не должен забывать, что предрейсовый медосмотр, контроль транспортных средств и специальные инструктажи по безопасности дорожного движения входят в рабочее время. Запрещена ночевка водителя в кабине автомобиля. Несмотря на то, что большегрузные автомобили (фуры) оснащены кроватью за водительским сиденьем, ночевать в машине нельзя. Это спальное место предназначено для кратковременного отдыха сменщика, если в рейс направлен экипаж водителей. Если смена заканчивается не по месту жительства водителя, работодатель обеспечивает ночлег в месте отдыха, оборудованного по правилам жилого найма.

Транспортным предприятиям во избежание штрафов придется оптимизировать контроль рабочего времени водителей и более ответственно подойти к оснащению техники регистрирующими устройствами. В противном случае наказаны будут не только водители, но и должностные, и юридические лица.