закрыть
меню
поиск по сайту
закрыть
09 марта 2017 (09:51)

Реализация проектов инициативного бюджетирования или иных проектов

Губернатором  Краснодарского края Вениамином Ивановичем  поставлена  задача о  реализации  на территории края инициативного бюджетирования – это реализация инициатив населения за счет средств бюджетов всех уровней.

Планомерная работа открытого правительства, Минфина России по повышению открытости информации о формировании и исполнении бюджета привела к созданию устойчивых целевых аудиторий, заинтересованных в получении данной информации: экспертное сообщество, депутаты различных уровней, чиновники, студенты профильных специальностей. Однако подавляющее большинство российских граждан по-прежнему не проявляют большого интереса к популяризации главного финансового документа страны.

С 2014 года в Краснодарском крае при проведении оценки качества управления муниципальными финансами оценивается наличие на официальных сайтах органов местного самоуправления муниципальных образований информации о местном бюджете в доступной и понятной для граждан форме по проекту местного бюджета и годовому отчету об исполнении местного бюджета. Министерством финансов края проводятся конкурсы проектов по формированию бюджета для граждан.

Открытость бюджетной информации является необходимым, но недостаточным условием для ее понимания гражданами. Обилие публикуемых цифр не дает возможности оценить, каких результатов достигают органы власти при расходовании бюджетных средств, как могут меняться бюджетные параметры и насколько эффективно тратятся средства налогоплательщиков. Изменить ситуацию можно путем вовлечения граждан в бюджетный процесс.

Желание обустроить общественное пространство велико, но люди не могут самостоятельно организоваться, найти достаточно средств для реализации своих идей. Именно на решение данных проблем и обращено инициативное бюджетирование, которое основано на решении вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов. Инициативное бюджетирование постепенно становится элементом повышения эффективности общественных финансов.

Повышение гражданской активности и грамотности – само по себе сложная задача, которая требует преодоления социальных, организационных и бюрократических затруднений. В некоторых регионах (например, в Кировской, Тверской и Тульской областях, в Пермском и Ставропольском краях, в городе Череповце) уже внедрили практику инициативного бюджетирования, и по итогам наблюдаются успехи. Средства, выделяемые из регионального бюджета, софинансируются из местных бюджетов, со стороны населения и местного бизнеса.

 

Что дает власти поддержка данных проектов?

Во-первых, с помощь­ю инициативного бюджетирования решаются наиболее злободневные проблемы, вызывающие социальную напряженность.

Во-вторых, инициируется участие граждан в решении проблем местного значения через работу в бюджетных комиссиях, проектных командах, голосование при определении приоритетов расходования бюджетных средств и т. д.

В-третьих, обеспечивается софинансирование гражданами и бизнесом (до 30%) отобранных для реализации проектов. Кроме того, население, сопричастное к реализации отобранного проекта, осуществляет общественный контроль за его реализацией, последующей эксплуатацией и сохран­ностью построенных объектов. Повышается уровень доверия к власти за счет увеличения прозрачности управленческих решений и снижения уровня коррупции. Снижается угроза социальной напряженности. В целом же практика инициативного бюджетирования позволяет существенным образом увеличить эффективность расходования бюджетных средств.

Что получают граждане, участвуя в данных проектах?

Во-пер­вых, возможность решать насущные проблемы.

Во-вторых, эффективный инструмент мобилизации совместных усилий, реализуемый при поддержке властных институтов.

В-третьих, значительное по объемам финансирование от государства на принципах софинансирования.

В-четвертых, возможность улучшения среды обитания. И наконец, достоверную и своевременную информацию о бюджетном процессе на региональном и местном уровнях.

Чаще всего поддерживаются и софинансируются проекты ремонта дорог и организации водоснабжения (51% от общего числа всех реализованных инициатив), далее следуют проекты ремонта объектов культурной инфраструктуры (14%) и благоустройства территории поселений (10%), проекты обустройства мест отдыха и детских площадок (7%) и объектов спортивной инфраструктуры (6%), завершают список проекты организации освещения, противопожарных мероприятий, благоустройства мест захоронений.

Как это работает?

Механизм работы прост, необходимо провести собрания инициативных групп населения, где решить вопрос о том, какой проект общественной инфраструктуры они считают приоритетным, и договориться о софинансировании. Затем подать заявки, которые будут рассматриваться на конкурсной основе. После проведения конкурса проектов будут проведены торги и заключены контракты. Сразу после этого начинается реализация проекта, который после завершения торжественно открывается.

Правовой режим привлечения средств граждан и предприятий к финансированию проектов — один из основных вопросов реализации инициативного бюджетирования. Важно, кто инициирует проект. Если граждане — то поднимать вопрос о финансовом участии населения муниципалитета корректнее, чем в случае, когда инициатива исходит от руководства муниципального образования. Привлекать средства граждан можно двумя способами:

самообложение граждан;

заключение договоров пожертвования с юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Однако, как показывает практика,  не всегда для реализации проектов получается собрать необходимую сумму средств с населения, например в Богородицке (Тульская область) население приняло участие в реализации проекта по программе «Народный бюджет», вкладом не менее 8% общей стоимости. Собрать с населения 150–200 тыс. руб. было непросто, поэтому решили часть этих средств покрыть неоплачиваемым трудом. На субботниках жители города расчищали и выравнивали площадки, осуществляли планировку и отсыпку гравием и гранитной крошкой дорожек, ремонтировали беседки, собирали и устанавливали детский игровой городок, скамейки, урны, светильники. В результате вклад населения в виде денежных средств составил всего 29 тыс. руб., что в 5–8 раз меньше изначально запланированной суммы. Такой путь решения проблемы позволил сформировать желаемую вовлеченность населения, не имеющего достаточного уровня доходов, чтобы «участвовать рублем». Однако и в случае «трудового» вклада в проект обязательным является добровольность и инициативность каждого из участников.

В Краснодарском крае, к сожалению, программа поддержки местных инициатив не реализуется, однако в муниципальном образовании город Новороссийск на протяжении нескольких лет совместно с населением города успешно реализуется ряд проектов, таких как:  

  1. С 2017 года разработан порядок,  регламентирующий данное  направление.

Постановление администрации муниципального образования город Новороссийск от 06 февраля 2017 года №1155 «Об утверждении  Положения по применению инициативного  бюджетирования в муниципальном образовании город Новороссийск».

  1. Проведение работ по бетонированию объектов (10 000 тонн цемента), расположенных на территории муниципального образования город Новороссийск, методом "Народная стройка". Осуществлялось на основании договоров об осуществлении целевых пожертвований денежных средств, заключенных администрацией муниципального образования город Новороссийск в лице главы города Новороссийска.

Привлечены благотворительные денежные средства со стороны ОАО «Новоросцемент» и ООО «НК-Монолит», а также производились добровольные взносы со стороны жителей г.Новороссийска (размер взноса составлял до 4 000 рублей). Финансирование за счет местного бюджета не осуществлялось.

Постановление Администрации муниципального образования город Новороссийск от 18 мая 2016 г. № 3870 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Новороссийск от 19 августа 2015 года N 6420 «Об утверждении Регламента проведения работ по бетонированию объектов, расположенных на территории муниципального образования город Новороссийск, методом «Народная стройка»

 

  1. Реконструкция участка автодороги, соединяющей поселок Абрау с поселком Дюрсо и далее с Урочищем Сухая щель, а также проведение работ по расширению дорожного полотна на данном участке, осуществлялась на основании договоров об осуществлении целевых пожертвований денежных средств, заключенных администрацией муниципального образования город Новороссийск в лице главы города Новороссийска.

Привлеченные благотворительные средства: АО «Черномортранснефть»  34 млн рублей, ООО «Газпром трансгаз Краснодар»  500 тыс.рублей, ООО «Электрорадионавигационная камера» 5 млн рублей. Финансирование за счет местного бюджета не осуществлялось.

Провизорным способом удовлетворенность жителей составляет 3,5 тыс. человек.

  1. В рамках муниципальной программы по замене аварийных балконов многоквартирных домов, расположенных на территории    муниципального образования     город Новороссийск,    финансирование    составило    4 872  тыс. рублей, из них:

- средства муниципалитета  4 000 тыс. рублей;

- средства собственников 872 тыс. рублей.

В ходе анализа реализации данной программы, удовлетворено  250 жителей г.Новороссийска.

  1. В рамках реализации муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования город Новороссийск на 2014-2018гг.», за счет местного бюджета обманутым дольщикам замороженного строительством объекта АЖК «Каскад» приобретено 12 квартир. Произведена доплата обманутыми  дольщиками за предоставляемые дополнительные квадратные метры на общую сумму 8 млн  рублей (при расчете за 1 кв.м. 34,015 тыс.рублей). Зачисленные средства  (в сумме 8 млн рублей) от обманутых дольщиков будут направлены на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования город Новороссийск.

На сегодняшний день утверждено постановление администрации муниципального образования г. Новороссийск   «Об утверждении Положения по применению инициативного бюджетирования в муниципальном образовании город Новороссийск», которое позволит увеличить количество проектов, а так же расширить сферу их реализации.

Самой главной проблемой будет организовать население, заставить их проявить инициативу.  А начать можно с обустройства дворов жители многоквартирных домов выступают даже не как спонсоры, а как собственники, поскольку придомовая территория, как правило, принадлежит им.

Какие результаты мы ожидаем?

Как показывает практика, применением инициативного бюджетирования достигаются следующие эффекты:

  1. Рост удовлетворенности населения качеством социальных услуг.
  2. Минимизация иждивенческих настроений со стороны населения и активизация его участия в местном развитии, укрепление взаимного доверия населения и органов местного самоуправления.
  3. Эффективность бюджетных решений:

- Проекты экономичнее из-за вовлечения населения. Кроме того, такие объекты бережнее эксплуатируются.

- Методика инициативного бюджетирования — это управленческий инструмент, позволяющий выявлять самые острые и насущные вопросы на местах, часто невидимые из центра, требующие немедленного вмешательства.