закрыть
меню
поиск по сайту
закрыть

2.1. Перспективы экономического развития

Муниципальное образование город Новороссийск является крупным транспортным и промышленным узлом на Юге России. В экономике страны город выполняет роль главных морских ворот России на Черном море. Основу экономики Новороссийска составляют отрасли транспорта, промышленности и розничной торговли, которые в совокупности составляют около 90% валового муниципального продукта. Новороссийск — крупнейший морской порт России, грузооборот всех терминалов порта в 2009 году составил 122,9 млн. т. Город расположен на берегу никогда не замерзающей Цемесской бухты — одной из наиболее удобных на Чёрном море.

Порт Новороссийска обеспечивает морскую внешнеторговую деятельность России с регионами Азии, Среднего Востока, Африки, Средиземноморья и Южной Америки. Крупнейшая стивидорная компания порта — ОАО «Новороссийский морской торговый порт», на долю которой приходится обработка около 97 % всего объема грузов. В городе находится штаб-квартира Новороссийского морского пароходства (ОАО «Новошип» — крупнейшей российской судоходной компании на Черном море. Имеется крупная железнодорожная станция (конечная на ветке от Крымской), обеспечивающая доставку и перевалку импортных и экспортных грузов. Есть железнодорожный вокзал. Пассажирские поезда обеспечивают сообщение с крупнейшими городами России.

Новороссийск — главный центр цементной промышленности на юге России (5 цементных заводов), созданный на базе крупных месторождений высококачественных мергелей. В городе находится штаб-квартира крупного производителя цемента «Новоросцемент», а также цементные заводы группы компаний «Интеко» — Верхнебаканский цементный завод и Атакайцемент. Развито машиностроение (заводы «Молот», «Красный двигатель», судоремонтные, радиозавод «Прибой» и др.). Имеются предприятия промышленности строительных материалов (выпускают шифер, железобетонные изделия и др.). Получила развитие деревообрабатывающая (в том числе мебельная), пищевая (мукомольно-элеваторный комбинат, молочный, пивоваренный заводы, рыбзавод и др.), сталелитейная (завод «Новороссметалл») промышленность, предприятия железнодорожного транспорта («Новороссийский вагоноремонтный завод»). Новороссийский район является одним из главных винодельческих центров России. Местные агрофирмы производят столовые и игристые вина.

По уровню развития транспорта, промышленного производства, строительства, накопленного экономического потенциала Новороссийск входит в пятерку лучших муниципальных образований Краснодарского края. По состоянию на конец 2009 года в муниципальном образовании зарегистрировано около 7 тыс. предприятий и организаций. Город занимает 2 место в крае (после г. Краснодар) по величине объемов производства продукции и услуг, предприятиями произведено около 12% валового регионального продукта Краснодарского края. Новороссийск обладает сочетанием уникальных транспортно-коммуникационных преимуществ, делающих его чрезвычайно конкурентоспособным на южных и юго-западных направлениях грузопотоков. Однако, город не использует в полном объёме выгоды своего геополитического и экономического положения. Фактически он всё ещё остаётся крупным центром перевалки грузов, без их доработки и глубокой переработки. Целью данного раздела является экономический анализ современного состояния и выработка перспективных направлений экономического развития муниципального образования.

Город Новороссийск – это территория с высоким градостроительным, производственным, природно-ресурсным, туристско-рекреационным, лечебно-оздоровительным потенциалом. В основу его экономического и градостроительного развития положена идея формирования конкурентоспособной и инвестиционно-привлекательной среды, адекватной имеющемуся потенциалу. Общей стратегической целью социально-экономического развития городского округа на прогнозный период является обеспечение повышения качества жизни населения города, формирование крупного промышленного и транспортного комплекса, приток инвестиций в экономику муниципального образования, что обеспечит создание современных производств на его территории, а также увеличит налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Прогноз социально-экономического развития разработан на основе различных комплексных и целевых программ социально-экономического развития Краснодарского края и городского округа, инвестиционных проектов и предложений.

Генеральным планом предусмотрены мероприятия, необходимые для решения важнейших вопросов местного значения, которые закреплены за муниципальным образованием. Данные мероприятия соответствуют стратегическим целям и направлениям развития Краснодарского края, целям и приоритетам муниципального образования город Новороссийск, определенным в следующих документах:

  • стратегия социально-экономического развития Краснодарского края;
  • схема территориального планирования Краснодарского края;
  • отраслевые стратегии департаментов администрации Краснодарского края;
  • стратегия социально-экономического развития город Новороссийск.

В проекте предусматривается решение следующих задач в сфере экономического развития: снятие инфраструктурных ограничений, определение приоритетов и перспективных направлений экономического развития территории, повышение инвестиционной привлекательности.

Анализ современного состояния муниципального образования выявил, что Новороссийск обладает рядом конкурентных преимуществ, которые являются базовыми при определении перспектив его развития:

  • относительно комфортные для проживания климатические условия, что делает его достаточно привлекательным для проживания и занятия бизнесом;
  • демографическая ситуация в городе, в отличие от подавляющего числа муниципалитетов России, последние 15 лет сохраняет позитивную динамику;
  • портово-транспортный комплекс, один из крупнейших в стране позволяет на его основе развивать разнообразные сектора экономики;
  • город является крупным транзитным транспортным узлом для приезжающих на курорты Черноморского побережья, что позволяет развивать услуги ориентированные на их обслуживание;
  • Новороссийск наиболее крупный промышленно-транспортный центр на Азово-Черноморском побережье, что делает его притягательным для размещения производственных функций по обслуживанию потребностей курортной зоны и обеспечении потребностей строительства и последующей эксплуатации олимпийских объектов в Сочи.
  • наличие большого количества населённых пунктов в составе муниципального образования и значительных земельных ресурсов представляют возможности для размещения целого ряда промышленных объектов.

Вместе с тем, необходимо учесть существующие проблемы и риски:

  • транспортно-торговая специализация делает экономику города чрезвычайно чувствительной к геополитическим и конъюнктурным рискам в мировой экономике и изменениям территориально-отраслевых приоритетов развития страны;
  • существует высокий потенциал конфликтности между возможными направлениями развития: транспортно-логистическое, промышленно-производственное, военное, рекреационное, аграрное;
  • в городе чрезвычайно острой является система водоснабжения и канализации;
  • недостаточная развитость за пределами городской черты транспортной и инженерной инфраструктуры затрудняет использование имеющихся земельных ресурсов для размещения новых промышленных объектов;
  • существующая транспортная система города не обеспечивает возросшей интенсивности грузопассажирских перевозок. Ситуация осложняется необходимостью пропуска через город транзитного транспорта;
  • уровень загрязнения окружающей среды один из самых высоких в крае.

Инвестиционная политика города Новороссийска рассчитана на использование, в первую очередь, внутреннего инвестиционного потенциала, формирование благоприятного инвестиционного имиджа города Новороссийска, которые, в свою очередь, создадут предпосылки для привлечения внешних инвестиций. С этой целью необходима разработка портфеля инвестиционных проектов и их продвижение путем включения в инвестиционную программу города Новороссийска, оказания содействия в поиске инвесторов и в реализации проектов. Имеющий место недостаток инвестиционных ресурсов отрицательно сказывается на темпах структурных изменений в экономическом комплексе города Новороссийска, не позволяет достичь желаемых результатов экономического роста. В конечном счете, сужаются возможности решения проблем социальной сферы. 

По своим инвестиционным возможностям город не уступает ведущим городам Краснодарского края, однако необходимо дополнительное и постоянное информирование потенциальных инвесторов о состоянии и развитии городского округа, его бизнесе и возможностях. Формирование инвестиционной привлекательности города требует точного определения проблем, выбора и обоснования системы развития, разработки комплексных мер, направленных на привлечение средств отечественных и зарубежных инвесторов, эффективное использование местных инвестиционных ресурсов.

Анализ современного состояния, конкурентных преимуществ, проблем и рисков позволил выявить ряд возможностей для развития проектируемой территории.
Новороссийск уже в настоящее время является крупнейшим морским торговым портом России, на долю которого приходится около 1/3 грузооборота страны, при бесспорном наличии определённых резервов в использовании Цемесской бухты. Новая геополитическая ситуация, потеря страной, в связи с распадом СССР ряда морских портов на Черном и Балтийском морях усиливают ценность и значимость Цемесской бухты для России.
В условиях резкого сокращения возможностей выхода России к Черному морю, где она сохранила за собой из наиболее важных лишь Новороссийский и Туапсинский морские порты, способные обеспечить не более 60% необходимой сегодня перевалочной портовой работы. Поэтому рациональное использование уникальной в российском Причерноморье Цемесской бухты имеет особое значение для уменьшения зависимости России от стран, к которым перешли ранее принадлежавшие СССР морские порты.

Современная геополитическая и социально-экономическая ситуация в России повысили значимость не только Цемесской бухты, но и прилегающих территорий для возможности выхода трубопроводным транспортом в целях экспорта нефти, нефтепродуктов и других видов углеводородного сырья в различных местах ограниченного участка Российского Причерноморья, в т.ч. в окрестностях Новороссийска.

В силу уникальности рекреационных ресурсов побережья и законодательно определенных режимных ограничений в использовании различных его участков, а также природно-экологических условий на Черноморском побережье России наиболее приемлемым местом выхода трубопроводных системам является «коридор» в районе Новороссийска – от устья р. Озерейки до мыса Дооб.

В соответствии с федеральной программой "Российская система транспортно-экспедиционного обслуживания («Терминал», 1999г.) и международными соглашениями по развитию транс-европейских транспортных коридоров Новороссийск рассматривается важным опорным центром федеральной и региональной систем транспортного обслуживания страны (с учётом европейского континента), крупным транспортно-терминальным технологическим узлом на южном конце мощного международного и федерального транспортного коридора Балтика - Центральный регион РФ - Чёрное море, обслуживающим внутреннюю и внешнюю торговлю страны.

На Новороссийский транспортный узел может быть сориентирована значительная часть внешнеэкономических связей Федерации со странами Черноморского бассейна, Восточной Европы, Центральной и Юго-Восточной Азии. В соответствии с концепцией международных перевозок, помимо модернизации шоссейных и железных дорог, необходимо создание единого правового и таможенного пространства путем организации транспортных коридоров (на первом этапе - девяти), включающих в себя все виды водного, воздушного и наземного транспорта, систему комплексных грузовых терминалов. Экономической основой жизни города является Новороссийский транспортный узел (НТУ), на долю которого приходится 2/3 основных производственных фондов Новороссийска.

Ядро НТУ – морской порт международного класса, крупнейший порт России, ключевой, транспортный перевалочный пункт на Черном море с суммарным грузооборотом всех предприятий порта более 123 млн. тонн(47 в 1996г., 52 в 2000 г., 112 в 2008 г.), 94% которого - экспортные грузы. Новороссийск в настоящее время – крупнейший нефтеэкспортный порт России.
С портовыми функциями города и его положением на государственной границе России связана работа крупнейшей на юге России таможни.

Учитывая, что Новороссийск – это мощнейший транспортно-логистический центр всей России, то на территории муниципального образования необходимо предусмотреть развитие ремонтной базы. В этой связи становится необходимым восстановление позиций Новороссийского судоремонтного завода, а также Новороссийского вагоноремонтного завода.
Комплексной схемой развития НТУ на период до 2020 г., разработанной институтом «СоюзморНИИпроект», на первом этапе развитие порта рассматривается в пределах существующих оградительных сооружений, при возможном удвоении грузооборота.

Проектные проработки специализированных институтов позволяют сделать вывод, что приоритетному развитию порта Новороссийск на черноморском побережье России нет альтернативы.
Промышленность является второй по значимости отраслью экономики города, но тем не менее одной из наиболее развитых в Краснодарском крае, и представлена четырьмя основными отраслями – промышленность строительных материалов, металлургия, машиностроение и металлообработка, пищевое производство.

Основная цель развития промышленности неразрывно связана с развитием транспортно-логистического комплекса, формирование и развитие промышленно-портового района, создающего благоприятную основу для диверсификации и создания сбалансированной экономики города, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста. Подобный подход к развитию позволит элиминировать факторы конъюнктурного спроса на мировом рынке, которые могут в случае форс-мажорных обстоятельств негативно отразиться на экономике города. Это позволит обеспечить благоприятную экономическую и социальную среду жизнедеятельности населения, в которой каждый сможет сделать выбор для достижения поставленных целей. Развитие сопутствующих производств при развитом портовом комплексе города приведет к увеличению налогооблагаемой базы, что отразится на уровне формирования доходной части бюджета за счет собственных источников, приведет к созданию новых рабочих мест, развитию социальной, производственной и институциональной инфраструктуры и в итоге к повышению уровня и качества жизни населения.

Благодаря формированию промышленно-портового района с развитым комплексом перерабатывающих мощностей, инфраструктурой, г. Новороссийск должен занять место делового бизнес-центра на побережье, используя выгоды своего географического положения в отличие от Краснодара, который выполняет подобные функции внутри территории края. Это мультипликативно отразится и на развитии других отраслей экономики – торговля, малый бизнес, рекреационный комплекс (при этом не только самого города, а преимущественно юго-западной прибрежной территории муниципального образования). В этой связи необходимо обратить внимание и на сельскохозяйственный потенциал территории, связанный, прежде всего, с виноградниками. С. Абрау-Дюрсо, входящее в состав муниципального образования, имеет известный «бренд» не только в России, но и на мировом рынке, многолетние традиции производства шампанских вин, что возможно и необходимо использовать и развивать. Бренды наряду с лицензиями, патентами, полезными новшествами и торговыми марками становятся все более дорогостоящим товаром в постиндустриальном обществе. ЗАО «Мысхако» — также уникальное производство не только в рамках муниципального образования, но и всей России. Развитие этой подотрасли пищевой промышленности необходимо поддерживать как для обеспечения потребностей самого населения муниципального образования, так и для стремительно развивающегося курортно-рекреационного комплекса всего Краснодарского края.

Главной отраслью промышленности по объемам производства и налоговым отчислениям в настоящее время остается промышленность строительных материалов, темпы роста которой в последние годы в целом по муниципальному образованию увеличились, что связано с растущим потребительским спросом.

Развитие пищевой промышленности города, а именно производства виноградных и шампанских вин, должно способствовать изменению стереотипов. Развитие функций бизнес-центра на побережье, проведение фуршетов, банкетов должно сопровождаться не французскими винами и шампанскими, а продукцией отечественных производителей. Особое развитие это направление должно получить в рамках проведения Олимпиады «Сочи-2014».
Важнейшим механизмом для решения поставленной цели является использование возможностей Особой Портовой зоны. Помимо потенциала Особой Портовой Экономической зоны мероприятия администрации муниципального образования должны быть направлены на создание условий, способов и механизмов проведения инвестиционной политики, ориентирующейся на повышении инвестиционной привлекательности города и направленной, прежде всего, на привлечение стратегических инвесторов. Необходимо более активное привлечение инвесторов на условиях государственно-частного партнерства, быстрое реагирование и использование преимуществ города для реализации мероприятий, связанных с олимпийской программой.

Актуальными на протяжении всего периода реализации генерального плана будут меры по развитию транспортной отрасли как наиболее привлекательной на данном этапе развития. Учитывая тот факт, что развитие КТК предусматривает доведение мощности нефтепровода Тенгиз-Новороссийск до 67 млн. т нефти, значение трубопроводной составляющей в транспортной отрасли будет только увеличиваться.
Также в настоящее время ООО «Порт Петровск» ведет реализацию инвестиционного проекта «Строительство нефтебазы «Неберджай» в грузовом районе порта Новороссийск на участке, примыкающем к мысу Шесхарис. Проектом предусматривается строительство объектов предназначенных для приемки, хранения и перевалки на экспорт нефти и нефтепродуктов. Основная цель инвестиционного проекта — это создание коммерческой выгоды нефтяным компаниям России и Казахстана с увеличением объема экспорта российской и казахской нефти, а также светлых и темных нефтепродуктов с российских нефтеперерабатывающих заводов. Планируемый общий годовой объем перевалки нефти и светлых нефтепродуктов (дизтопливо) к окончанию строительства объектов (2012-2013 гг.) составит 17,5 миллионов тонн в год, в том числе: нефть (малосернистая) — 3,5 млн. тонн в год, дизельное топливо — 11,0 млн. тонн в год; мазут — 3,0 млн. тонн в год (IIочередь).
Одним из наиболее перспективных направлений развития морского порта Новороссийск является увеличение роста грузооборота контейнерных перевозок до 1,2 млн. TEU в год (18 млн. т). Контейнеры – основное направление развития мировой системы перевозки генгрузов и наиболее быстрорастущий сегмент в структуре грузопотока в портах РФ.
В результате анализа приведенных факторов был сделан вывод о необходимости интенсивного, инновационного развития муниципального образования. В качестве отраслей роста нами определены транспортно-логистический, промышленный, жилищно-коммунальный комплекс, и сфера туристических услуг. Предлагается формирование на этой основе двух основных кластеров: портово-промышленно-логистического и аграрно-курортно-рекреационного. За счет мультипликативного эффекта эти сегменты экономики обеспечивают постепенный рост в других отраслях социально-экономического комплекса города.

Сегодня город развивается на своих портовых функциях. Однако следует понимать, что в условиях чрезвычайно высокой насыщенности инфраструктурой территории города, его потенциал развития вширь в значительной мере исчерпан, и перспективы должны быть связаны с внедрением инновационных технологий. Этому способствует значительный объем накопленных фондов (около 4 млрд.) и их малый износ.
Грузооборот порта может быть повышен лишь в результате увеличения пропускной способности железнодорожного транспорта, развития автодорожной сети, прежде всего в пределах городской территории, организации территорий, на которых возможно разместить перегрузочные комплексы.

В последнее десятилетие новые автомобильные и железнодорожные путепроводы не строились, хотя грузооборот порта увеличился вдвое. Для обеспечения роста грузооборота в настоящее время ведется строительство железнодорожного захода в город Новороссийск, прорабатываются проекты строительства объездных автомобильных дорог. Столь значимые позиции транспортной отрасли в экономике позволяют говорить о необходимости формирования промышленно-портового района, занимающегося глубокой переработкой товаров.

Экономическое развитие муниципального образования город Новороссийск необходимо проводить за счет перехода от интенсивного и к инновационному типу экономики. Иными словами, необходимо постепенное дополнение современной специализации города новыми направлениями, которые будут диверсифицировать как структуру промышленности, так и в целом экономику муниципального образования. При этом портово-промышленная специализация города предполагается в качестве локомотива всей экономики, обеспечивающим значительную долю бюджетных поступлений и занятость населения.

В настоящее время сдерживающими факторами развития экономики выступают сложившиеся инженерные и транспортные инфраструктурные ограничения городского округа. В связи с этим, для устойчивого развития экономики генеральным планом рекомендуется проведение к 2015 году комплекса мероприятий по снятию инфраструктурных ограничений и решению имеющихся проблем в сфере инженерного оборудования, а также развитие инженерной, социальной, производственной инфраструктуры с учетом прироста населения.

Опираясь на поставленные цели и задачи, анализ существующего положения экономики, сильные, слабые стороны, возможности для развития, природно-ресурсную и экономическую базу муниципального образования генеральным планом определены основные приоритеты и перспективные направления экономического развития территории:

  1. Снятие инфраструктурных ограничений. Предлагается решение первоочередных имеющихся проблем в инженерной инфраструктуре, обеспечение поселения достаточными (в соответствии с расчетами) мощностями водо-, газо- и энергообеспечения с учетом увеличения численности населения и строительства новых производственных и санаторно-курортных предприятий на проектируемых территориях. Необходимо развитие транспортной сети и системы внешних связей населенных пунктов. Указанные мероприятия обеспечат возможность расширения производственных мощностей муниципального образования и строительства новых энергоемких предприятий, а также создадут благоприятные условия для привлечения инвесторов.
    Обеспечение населения сетью объектов обслуживания согласно действующим нормативам является главным условием повышения уровня благосостояния граждан и создаст необходимые предпосылки для формирования положительного имиджа территории, привлечения в муниципальное образование граждан Российской Федерации на постоянное место жительство и для ведения бизнеса. Реализацию данного направления рекомендуется обеспечить после снятия инженерных ограничений и достижения экономического эффекта отраслей реального сектора экономики.
  2. Развитие города Новороссийск как крупного морского транспортного узла. В настоящее время Новороссийск входит в число крупнейших портов Черного моря. Его пропускная способность по итогам 2009 г. составила около 123 млн.т. в год. В перспективе к 2015 году на основе имеющихся инвестиционных проектов предполагается увеличение грузооборота порта в полтора раза за счет развития морского новороссийского торгового порта, каспийского трубопроводного консорциума и строительства нефтебазы «Неберджай». К 2030 году прогнозируется дальнейшее увеличение пропускной способности порта, в том числе за счет строительства новых портовых сооружений в его юго-восточной части. В настоящее время максимальный объем пропускной способности для порта железнодорожного узла Новороссийска оценивается в 17 млн. тонн, что определяет необходимость строительства второго железнодорожного захода в район Цемесской бухты и соответствующего автодорожного строительства.Этапность освоения новых территорий порта от района Шесхарис до м. Пенай возможнои дальше будет продиктована условиями строительства второго железнодорожного въезда в порт и объездной автодороги.В связи с уникальностью в условиях России и Черноморского бассейна портового потенциала города, весь его хозяйственный комплекс и его пространственная организация в максимальной степени должны быть подчинены портовой функции города.
    Нами проанализированы основные инвестиционные предложения в сфере порта, а также перспективы реализации проекта «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла Краснодарского края», на основании чего предусмотрены необходимые территории для создания объектов портовой, автодорожной и железнодорожной инфраструктуры.
    Важным направлением в стратегии развития морского порта Новороссийск является изменение структуры грузооборота в пользу грузов с более высокой доходностью. В частности, необходимо ориентировать стивидорные компании на сокращение доли экспортируемой сырой нефти в пользу нефтепродуктов российского производства. Экономически целесообразным будет экспорт нефтепродуктов, производимых на территории Краснодарского края, в том числе в Новороссийске, Крымском, Абинском, Северском районах. В связи с этим на проектируемой территории между населенными пунктами х. Убых и п. Верхнебаканский в районе телевизионной башни предусмотрен участок для возможного размещения нефтеперерабатывающего завода. Также необходимо увеличивать в структуре грузооборота долю контейнерных перевозок и грузов, прошедших их глубокую переработку.
  3. Развитие транспортно-логистического комплекса и придорожного сервиса. Развитие морского порта и транспортно-логистических комплексов является приоритетным направлением в развитии экономики в связи с наличием дефицитом складских помещений в порту Новороссийска. Необходимость размещения предприятий транспортно-логистического комплекса, предприятий коммунально-складского характера и объектов придорожного сервиса обусловлена прогнозируемым увеличением грузооборота Новороссийского морского порта на расчетный срок.
  4. Развитие промышленного производства. Новороссийск занимает 4 место в крае по объему произведенной продукции и по уровню развития промышленного производства на душу населения. Поэтому развитие промышленности является одним из основополагающих как для экономики муниципалитета, так и для экономики Краснодарского края.
    Поскольку территорию городского округа вне населенных пунктов в основной массе занимают горы, ущелья и труднодоступные земли, имеющиеся равнинные участки заняты под сельское хозяйство (где в основном расположены виноградники), а прибрежная полоса используется под рекреационное развитие и размещение объектов отдыха, рекреации и туризма, то территориальное развитие промышленности возможно только вдоль сложившихся транспортных магистралей по направлениям на города Краснодар и Анапа.
    В соответствии с разделом «Промышленность» Схемы территориального Краснодарского края, экономической основой жизни города Новороссийск является Новороссийский транспортный узел. Поэтому главным приоритетом данного направления является размещение производств, связанных с обслуживанием портовых мощностей, которое возможно исключительно на территории города-героя Новороссийск.
    Вторым важным элементом экономического развития города и городского округа являются уникальные по качеству и запасам месторождения сырья для цементной промышленности (строительство цементного завода «Горный» мощностью 3,5 млн. т/год, реконструкция завода ОАО «Верхнебаканский цементный завод», реконструкция действующего производства ООО «Атакайцемент»). Развитие предприятий цементной промышленности должно осуществляться при развитии сопутствующих производств строительной индустрии.С учетом прогнозируемого на ближайшие 10-20 лет и растущего спроса на строительные материалы, развитие цементной промышленности является одним из перспективных направлений промышленного комплекса. Помимо цемента, в качестве перспективных направлений может рассматриваться производство сборных железобетонных конструкций, шифера и т.д. Это позволит диверсифицировать структуру отрасли и снизить зависимость экономики города от деятельности цементной отрасли. Развитие цементной промышленности как на территории города-героя так и на территории сельских округов.
    Другими направлениями развития обрабатывающих производств является наращивание мощностей в машиностроении и металлообработке, пищевой и перерабатывающей промышленности. Развитие металлообработки, в частности сталелитейного производства в Новороссийске и в целом в Краснодарском крае вполне оправдано за счет "близости к центрам ломообразования и потребления проката". Дополнительным стимулом к появлению таких производств является рост потребностей со стороны строительного комплекса. Развитие пищевой промышленности обусловлено необходимостью роста производства виноградных и шампанских вин, виноматериалов и другой продукции для обеспечения внутренней потребности городского округа и потребности санаторно-курортного комплекса соседних муниципальных образований.
    Для дальнейшего развития обрабатывающих производств, а также освоения территорий под промышленное производство необходимо определить площадь и место их размещение. На уровне экспертной оценки можно сказать, что обрабатывающие производства могут быть размещены на территории многофункциональной зоны с юго-восточной стороны ст-цы Раевская.
    Поскольку настоящим генеральным планом предусматривается значительное развитие рекреационных зон и зон отдыха, расположенных вдоль морского побережья, то для их функционирования необходимо размещение в непосредственной близости складских комплексов. В связи с этим генпланом предусмотрены участки для их размещения с юго-западной стороны с. Федотовка и северо-восточной стороны с. Глебовское. Для обслуживания сельской группы населенных пунктов МО город Новороссийск и возможно города-курорта Анапа на пересечении автотрассы А-146 и новой проектируемой автодороги «Сочи-Анапа» (между х. Горный и п. Верхнебаканский) предусмотрено размещение складских и логистических комплексов.
    В целях выпуска конкурентоспособной продукции в период до 2015 года необходима организация производства сложной бытовой техники в создаваемой особой промышленной зоне портового типа в г. Новороссийск. Развитие химического комплекса возможно за счет строительства энерготехнологического комплекса по производству углекислой кислоты и кислорода. Развитие текстильной промышленности обеспечит расширение производственных мощностей одного из крупнейших предприятий края ООО Новороссийский филиал «Брис-Босфор», а также создание новых предприятий. Перечисленные направления развития промышленного производства закреплены в стратегии развития промышленности Краснодарского края до 2020 года, их реализацию необходимо проводить при поддержке департамента промышленности Краснодарского края.
    В генеральном плане запроектированы новые территории для размещения промышленно-производственных комплексов. В связи с наличием полезных ископаемых (мергель) в районе с. Горного предусмотрены участки для размещения новых цементных заводов, в
    ст-це Раевской — под размещение производственных объектов (завода по изготовлению конструкций полносборных жилых зданий)
  5. Развитие санаторно-курортного комплекса. В настоящее время муниципальное образование город-герой Новороссийск не является значимым центром туризма и рекреации. Однако территория юго-западной части муниципального образования имеет огромный потенциал развития и существенные конкурентные преимущества в перспективе. В условиях близкого к пределу использования потенциала размещения и досуга в г. Анапа и г. Геленджик, в сочетание с неизбежным оттоком отдыхающих из г. Сочи на период массового олимпийского строительства у муниципального образования г. Новороссийск открывается значительная ниша.
    На территории непосредственно города Новороссийска предполагается преимущественное развитие бизнес-туризма, совмещающего работу с познавательным и развлекательным отдыхом в местах пребывания.
    Развитие курортной зоны приморского типа предусмотрено в юго-западной части Новороссийска на прибрежных территориях. В первую очередь это Абрау-Дюрсо, Южная Озереевка, Широкая Балка. В настоящее время санаторно-курортный комплекс может вместить 8,5 тыс. отдыхающих. Анализ территорий выявил возможность использования в качестве курортных территорий около 600 га земель, на которых возможно размещение предприятий санаторно-курортного комплекса общей вместимостью около 12 тыс. человек.
    Привлекательным территорию городского округа делают не только зоны рекреации, но и 29 объектов туристского показа, основная часть которых носит тематику военного характера, т.к. город является городом-героем. В последнее время добавляются объекты не связанные с боевыми действиями, такие как: «Парк живой природы «До До» (ст. Натухаевская), поющие фонтаны (г. Новороссийск). Актуальны винные туры (ЗАО «Абрау-Дюрсо», «Мысхако»), места паломничества (церковь Феодосия Кавказского, Кашино ущелье). Другое направление развития курортно-рекреационного комплекса, для которого у Новороссийска есть несомненные преимущества в развитии экологического сельского туризма, конноспортивных комплексов и гольфтуризма (ст. Натухаевская, п. Абрау-Дюрсо), которые могут стать составной частью развития агро-рекреационного кластера.
  6. Развитие военного комплекса. Город Новороссийск является одним из пунктов базирования Черноморского флота. В настоящее время ведется строительства ряда объектов военного назначения непосредственно в городе, а также вблизи населенных пунктов ст-цы Натухаевская, х. Семигорский.
    Генеральным планом прогнозируется возможное увеличение числа военнослужащих с семьями и военных пенсионеров, проживающих на территории городского округа. Это связано с тем, что в настоящее время Министерством Обороны РФ проводится политика по обеспечению жильем военнослужащих, уволенных в запас, а МО г. Новороссийск является одним из центров притяжения отставных офицеров ВМФ на постоянное место проживание. Поэтому проектом планируется выделение земель под размещение жилой застройки для военнослужащих в отставке и их семей.