закрыть
меню
поиск по сайту
закрыть

2.3. Развитие социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры

Важными показателями качества жизни населения являются наличие и разнообразие объектов обслуживания, их пространственная, социальная и экономическая доступность.

Современный уровень развития сферы социально-культурного обслуживания в муниципальном образовании Новороссийск по некоторым показателям и в ассортименте предоставляемых услуг не обеспечивает полноценного удовлетворения потребностей населения. Имеют место диспропорции в состоянии и темпах роста отдельных её отраслей, выражающиеся в отставании здравоохранения, предприятий общественного питания, бытового обслуживания.

Цель данной части проекта - формирование социально-культурной системы обслуживания, которая бы позволила обеспечить человека всем необходимым в разумных, экономически оправданных пределах по радиусу доступности и ассортименту услуг, повысить уровень жизни населения, создать полноценные условия труда, быта и отдыха жителей района.

Образование

Развитие отраслей образования является одним из базовых показателей развития социальной сферы.

Сеть образовательных учреждений в муниципальном образовании Новороссийск представлена следующими образовательными учреждениями:

  • 55 детских дошкольных образовательных учреждений (общей вместимостью 6481 место);
  • 39 средние общеобразовательные школы (общей вместимостью 22312 места).
  • 11 средних специальных образовательных учреждения;
  • 12 высших профессиональных образовательных учреждений;
  • 13 учреждений дополнительного образования детей.

Характеристика существующей сети учреждений образования

 

Наименование населенного пункта

 

Численность постоянного населения, чел.

 

Детские сады

Школы

Характеристика

Вместимость

Характеристика

Вместимость

1

 

Новороссийск

3 430

47 ДДОУ

5446

31 СОШ

17976

в том числе:

1 235

-

-

-

-

2

с. Борисовка

1 467

-

-

-

-

3

с. Владимировка

7 925

-

-

-

-

4

с. Кирилловка

0

-

-

-

-

5

 

с. Гайдук (Гайдукский с/о)

766

1 ДДОУ

95

1 СОШ

550

Сельские населенные пункты, подчиненные администрации Приморского округа

440

-

-

-

-

6

с. Глебовское

25

1 СОШ

196

-

-

7

с. Васильевка

1 110

-

-

-

-

8

х. Убых

0

-

-

-

-

9

 

с. Южная Озереевка

3 481

-

-

-

-

Абрау-Дюрсо сельский округ

1 046

-

-

-

-

10

с. Абрау-Дюрсо

181

1 ДДОУ

120

1 СОШ

400

11

с. Большие Хутора

40

-

-

-

-

12

х. Дюрсо

13

-

-

-

-

13

х. Камчатка

339

-

-

-

-

14

п. Лесничество Абрау-Дюрсо

0

-

-

-

-

15

 

с. Северная Озереевка

7 241

-

-

-

-

Верхнебаканский сельский округ

393

-

-

-

-

16

п. Верхнебаканский

0

1 ДДОУ

200

1 СОШ

700

17

 

х. Горный

5 738

-

-

-

-

Мысхакский сельский округ

163

-

-

-

-

18

с. Мысхако

163

1 ДДОУ

220

1 СОШ

540

19

с. Федотовка

0

-

-

-

-

20

 

с. Широкая Балка

6 257

-

-

-

-

Натухаевский сельский округ

367

-

-

-

-

21

ст. Натухаевская

1 638

2 ДДОУ

220

1 СОШ

900

22

х. Ленинский Путь

0

-

-

-

-

23

 

х. Семигорский

9 052

1 ДДОУ

60

1 СОШ

250

Раевский сельский округ

276

-

-

-

-

24

ст. Раевская

0

1 ДДОУ

120

1 СОШ

800

25

  

х. Победа

52 786

-

-

-

-

ИТОГО сельских населенных пунктов:

100 907

-

-

-

-

Всего в МО

104 337

55 ДДОУ

6481

39 СОШ

22312

Учитывая прогнозируемый в ближайшие годы рост рождаемости, проблема нехватки детских дошкольных и школьных учреждений может стать для городского округа решающей в сфере образования. Её решение потребует строительства дополнительных детских садов и школ.

Для удовлетворения населения муниципального образования в объектах дошкольного образования необходимо провести следующие мероприятия на расчетный срок:

строительство новых или реконструкция существующих детских садов в следующих населенных пунктах:

  • с. Борисовка - 3 детских сада общей вместимостью 390 мест;
  • с. Васильевка – 1 детский сад вместимостью 91 место;
  • с. Глебовское – 1 детский сад вместимостью 74 места (с учетом обслуживания х. Камчатка);
  • с. Северная Озереевка – 1 детский сад вместимостью 95 мест;
  • с. Южная Озереевка – 1 детский сад вместимостью 117 мест;
  • с. Федотовка – 1 детский сад вместимостью 95 мест (с. Широкая Балка);
  • с. Мысхако – 1 детский сад вместимостью 208 мест;
  • с. Абрау-Дюрсо – 1 детский сад вместимостью 159 мест;
  • с. Большие Хутора – 1 детский сад вместимостью 42 места;
  • ст. Раевская – 2 детских сада общей вместимостью 485 мест;
  • ст. Натухаевская – 2 детских сада общей вместимостью 301 место;
  • х. Семигорский – реконструкция детского сада с увеличением вместимости на 102 места (с учетом обслуживания х. Ленинский Путь);
  • п. Верхнебаканский – 1 детский сад вместимостью 134 места;
  • х. Горный – 1 детский сад вместимостью 39 мест;
  • х. Убых – 1 детский сад вместимостью 41 место;

Для удовлетворения населения муниципального образования в объектах школьного образования необходимо провести следующие мероприятия на расчетный срок:

строительство новых или реконструкция существующих школ в следующих населенных пунктах:

  • с. Борисовка – школа вместимостью 1025 мест;
  • с. Васильевка – школа вместимостью 250 мест;
  • с. Глебовское – существующая школа обслуживает х. Камчатка;
  • с. Северная Озереевка – школа вместимостью 710 мест (обслуживает с. Южная Озереевка)
  • с. Абрау-Дюрсо – школа вместимостью 668 мест (с учетом обслуживания с. Большие Хутора, п. Лесничество Абрау-Дюрсо, х. Дюрсо).
  • с. Федотовка – школа вместимостью 80 мест (с учетом обслуживания с. Широкая Балка)
  • с. Мысхако – школа вместимостью 778 мест;
  • ст. Раевская – школа вместимостью 1064 места;
  • п. Верхнебаканский – школа вместимостью 552 места (обслуживает х. Горный);
  • ст. Натухаевская – школа вместимостью 785 мест (с учетом обслуживания х. Победа)

Подробная схема ареалов обслуживания школ и детских садов с направлениями движения учащихся представлена на чертеже МО-14 «Схема санаторно-курортного комплекса и социально-бытового обслуживания населения».

Здравоохранение

По данным администрации муниципального образования Новороссийск число коек, включая койки дневного пребывания в больничном учреждении по району – 1776 коек, мощность амбулаторно-поликлинических учреждений на 10 тыс. населения – 206,8 посещения в смену, в том числе в разрезе ЛПУ:

  • Городская больница № 1 на 825 коек с поликлиникой на 375 посещений в смену
  • Городская больница № 2 на 30 коек с поликлиникой на 150 посещений в смену
  • Городская больница № 3 на 190 коек
  • Городская больница № 4 на 25 коек с поликлиникой на 150 посещений в смену
  • Детская городская больница на 101 койку
  • Инфекционная больница на 200 коек
  • Раевская УБ на 30 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену
  • Кожно-венерологический диспансер на 100 коек с поликлиникой на 150 посещений в смену
  • Онкологический диспансер на 20 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену
  • Противотуберкулезный диспансер на 205 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену
  • Наркологический диспансер на 50 коек с поликлиникой на 113 посещений в смену
  • Психоневрологический диспансер на 165 посещений в смену
  • 6 городских поликлиник:
    • Гор. Поликлиника № 1 на 600 посещений в смену
    • Гор. Поликлиника № 2 на 350 посещений в смену
    • Гор. Поликлиника № 3 на 345 посещений в смену
    • Гор. Поликлиника № 4 на 400 посещений в смену
    • Гор. Поликлиника № 5 на 1600 посещений в смену
    • Гор. Поликлиника № 6 на 130 посещений в смену
  • Детская городская поликлиника на 250 посещений в смену
  • Городская стоматологическая поликлиника на 300 посещений в смену
  • Городская детская стоматологическая поликлиника на 100 посещений в смену
  • Центр СПИД
  • Центр медицинской профилактики
  • 3 врачебных амбулатории - с. Мысхако на 100 посещений в смену; с. Цемдолина на 150 посещений в смену; ст. Натухаевская на 60 посещений в смену
  • Патологоанатомическое бюро
  • Дом ребенка
  • Детский санаторий «Волна»
  • Молочная кухня
  • Станция скорой помощи
  • Станция ПК
  • 12 фельдшерско-акушерских пунктов.

Исходя из нормативных показателей, принятых в системе здравоохранения при проектировании на перспективу и прогнозной численности населения, района на расчетный период генеральным планом определены нормативные потребности в койко-местах и амбулаторно-поликлинических учреждениях. В основу расчетов положены социальные нормативы системы здравоохранения, принятые в Российской Федерации: количество койко-мест на 1000 жителей – 13,47, из них больничных – 10,2 на 1000 жителей; мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (посещений на 1000 жителей/смена) – 18,15.

Для определения потребности в объектах здравоохранения были произведены соответствующие расчеты, на основании которых проектом предлагается проведение следующих мероприятий на расчетный срок:

  • ст. Натухаевская – строительство участковой больницы на 162 койко-место. Реконструкция амбулатории с увеличением мощности до 287 пос. в смену (обслуживает х. Ленинский Путь, х. Семигорский). Реконструкция подстанции скорой медицинской помощи с увеличением количества техники до 2-х автомобилей.
  • ст. Раевская – реконструкция участковой больницы с увеличением мощности до 143 койка-мест.
  • Строительство подстанции скорой медицинской помощи с количеством 2-х автомобилей.
  • п. Абрау-Дюрсо – реконструкция Гор. больницы №2 с увеличением мощности до 153 койка-места (обслуживает п Абрау- Дюрсо, п. Дюрсо, с. Северная Озереевка, с. Южная Озереевка, с. Большие Хутора, х. Камчатка, с. Глебовское). Реконструкция подстанции скорой медицинской помощи с увеличением количества техники до 6-и автомобилей (обслуживает п Абрау-Дюрсо, п. Дюрсо, с. Северная Озереевка, с. Южная Озереевка, с. Большие Хутора, х. Камчатка, с. Глебовское.
  • п. Верхнебаканский – реконструкция Гор.больницы № 4 с увеличением мощности до 96 койка-мест.
  • с. Мысхако - реконструкция амбулатории с увеличением мощности до 219 пос. в смену (обслуживает с. Мысхако, с. Широкая Балка, с. Федотовка).
  • х. Камчатка - строительство фельшерско-акушерского пункта
  • с. Федотовка - строительство фельшерско-акушерского пункта
  • с. Широкая Балка - строительство фельшерско-акушерского пункта.

Согласно решения Министерства Здравоохранения и Департамента Здравоохранения в Новороссийске на территории МУЗ «Городская больница №1№» планируется строительство центра сосудистой хирургии на 200 коек.

Учреждения курортного обслуживания общекурортного назначения следует размещать преимущественно в специализированных лечебных центрах курортов. Эти учреждения предназначены для обслуживания лечащихся и отдыхающих, размещаемых в домах отдыха, пансионатах, гостиницах, а так же для неорганизованно отдыхающих.

Для полноценного развития системы оздоровления и санаторно-курортного лечения при развитии сети курортных учреждений необходимо предусмотреть размещение следующих объектов:

  • курортные поликлиники общей мощностью 15300 посещений в смену;
  • водолечебницы общей вместимостью 2295 ванн;
  • грязелечебницы общей вместимостью 1913 кушет;
  • лечебные плавательные бассейны общей площадью 9180 м2 зеркала воды;

На расчетный срок необходимо предусмотреть размещение аптек с общей торговой площадью в 5220 м2. Их размещение возможно как в отдельных зданиях, так и в качестве встроено-пристроенных помещений, а в сельских населенных пунктах — допускается в амбулаториях и фельдшерско-акушерских пунктах.

Социальное обслуживание

Решение вопросов по организации предоставления социальных услуг является прерогативой муниципального образования Новороссийск. В настоящее время на территории поселения социальных учреждений недостаточно.

Учитывая значительный рост населения на проектируемой территории, население муниципального образования Новороссийск на расчетный срок необходимо обеспечить социальными услугами:

  • 214 мест в детских домах-интернатах;
  • 2539 мест в домах-интернатах для престарелых;
  • 327 мест в домах-интернатах для взрослых инвалидов с физическими нарушениями.

Проектом предусматривается размещение домов-интернатов в х. Семигорский.

Помимо этого, на расчетный срок муниципальному образованию необходимо обеспечить:

  • 5441 человек специальными жилыми домами и группами квартир для ветеранов войны и труда, одиноких престарелых;
  • 210 человек специальными жилыми домами и группами квартир для инвалидов на креслах колясках и их семей.

Спортивные объекты

Сеть физкультурно-спортивных объектов в муниципальном образовании Новороссийск представляет собой систему, состоящую из 164 объектов физической культуры и спорта — сооружений общеобразовательных учреждений и объектов сети общего пользования, в том числе:

  • 2 стадиона с трибунами;
  • 53 спортивных зала;
  • 3 бассейна.

Многие из обозначенных спортивных объектов нуждаются в модернизации, реконструкции, укреплении и оснащении, их количественный состав не в состоянии обеспечить потребности населения муниципального образования.

В целях обеспечения потребности постоянного населения муниципального образования Новороссийск в объектах спортивной инфраструктуры генеральным планом на расчетный срок предусмотрено: 

  • строительство помещений для физкультурно-оздоровительных занятий общей площадью 33600 м2 (для постоянного населения);
  • строительство новых спортивных залов общего пользования с доведением их совокупной площади пола до 41760 м2 (для постоянного и временного населения);
  • строительство спортивно-тренажерных залов повседневного обслуживания общей площадью пола 33600 м2 (для постоянного населения);
  • строительство бассейнов с доведением их совокупной площади до 15702 м2 (для постоянного и временного населения);
  • строительство плоскостных спортивных сооружений с доведением их совокупной площади до 818,7 тыс. м2 (для постоянного и временного населения);
  • строительство детско-юношеской спортивной школы площадью пола залов 4200 м2 (для постоянного населения);
  • строительство спортивно-досуговых центров с доведением совокупной площади залов до 126 тыс. м2 (для постоянного населения).

 Всего для обеспечения постоянного и временного населения учреждениями физкультуры и спорта на проектируемой территории необходимо предусмотреть 107,3 га территорий физкультурно-спортивных учреждений, в том числе:

  • для постоянного населения – 100 га;
  • для временного населения – 1,3 га (на территориях курортных учреждений).

Учреждения культуры и искусства

Учреждения культуры и искусства муниципального образования Новороссийск представлены множеством разнообразных объектов, в том числе: учреждения клубного типа (дворцы и дома культуры); библиотеки; исторические музеи –заповедники, детские художественные школы, школы искусств, музыкальные школы, мемориальные комплексы.

На расчетный срок генеральным планом предлагается доведение проектных мощностей учреждений культуры и искусства до следующих показателей:

  • городские библиотеки вместимостью 700 мест, 1400 тыс. ед. хранения библиотечного фонда;
  • сельские библиотеки общей вместимостью 230 мест, 325 тыс. ед. хранения библиотечного фонда;
  • танцевальные залы и площадки вместимостью 14760 мест (с учетом потребности временного населения);
  • кинотеатры и иные зрительные сооружения вместимостью 27900 зрительских мест;

Потребительская сфера.

В сферу потребительского рынка включаются предприятия торговли, общественного питания, бытового и коммунального обслуживания населения.

Объекты потребительского рынка в наибольшей мере ориентированы на обслуживание как постоянного, так и временного населения. Развитие данной сферы в генеральном плане базируется на следующих основных положениях:

  1. Формирование условий для организации и размещения сети предприятий потребительского рынка по схеме, обеспечивающей увеличение количества и мощности объектов в период курортного сезона.
  2. Формирование трехуровневой системы размещения сети предприятий потребительского рынка: микрорайонный, жилого района (или небольшого населенного пункта) и городской (с выделением уровня крупных объектов, обслуживающих всех жителей городского округа).
  3. Развитие сети предприятий потребительского рынка с доведением нормативного уровня обеспеченности постоянного и временного населения.
  4. Развитие на уровне микрорайонов (кварталов) магазинов мелкорозничной торговли с широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров, предприятий общественного питания и бытового обслуживания.
  5. Формирование в жилых районах центральных торговых зон с высоким уровнем торгового обслуживания и услуг (специализированные непродовольственные магазины, рестораны, кафе, услуги по ремонту бытовой техники и др.).
  6. Формирование зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей с созданием крупных многопрофильных и мелкооптовых комплексов, развитие сети объектов придорожного сервиса.

Проектом предлагается размещение пожарных депо в следующих населенных пунктах:

  • г. Новороссийск (р-н очистных сооружений Алексино);
  • г. Новороссийск, район нефтебазы «Неберджай»;
  • х. Семигорский;
  • ст. Раевская;
  • с. Борисовка;
  • х. Дюрсо;
  • с. Южная Озереевка;
  • с. Федотовка.

Пожарные депо размещаются на земельных участках, имеющих выезды на магистральные улицы или дороги общегородского значения.

Оценка потребности в территории для размещения объектов торговли и общественного питания составляет 160 га, в том числе для постоянного населения – 108 га, для временного населения – 52 га; предприятий бытового обслуживания (бани, фабрики-химчистки, прачечные и т.п.) – 74 га в том числе для постоянного населения - 50 га, для временного населения - 24 га.

Подробный расчет потребности в объектах соцкульбыта на расчетный срок представлен в пояснительной записке «Материалы по обоснованию проекта генерального плана муниципального образования город Новороссийск», том II часть 1 данного проекта.