закрыть
меню
поиск по сайту
закрыть

2.6. Развитие транспортной инфраструктуры

Экономической основой жизни города является Новороссийский транспортной узел (НТУ), на долю которого уже в настоящее время приходится 2/3 основных производственных фондов г.Новороссийска и ядром которого является морской порт международного класса.

Новороссийский транспортный узел (НТУ) сформировался взаимодействием морского, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта.

В задачи транспортного узла входит обеспечение взаимодействия между отдельными видами транспорта при обслуживании предприятий, доставке и перевалке грузов с одного вида транс¬порта на другой, отстой (ожидание) транспортных средств, экс¬педиционное и сервисное обслуживание экипажей и средств пе¬редвижения.

К транспортной задаче относится также вывод транзитных и грузовых автомобильных потоков за пределы селитебной террито¬рии города и обеспечение потребностей населения во внешних и внутригородских передвижениях.

Развитие важней¬шей составляющей узла – морского порта – влечет за собой и развитие наземных видов транспорта с соответствующим уве-личением пропускной способности их сетей и совершенствовании транспортно-экспедиционной и сервисной службы.

Развитие Новороссийского транспортного узла обосновано перспективной потребностью в объемах перевозок грузов через морские порты России в Черноморско-Азовском бассейне.

МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ

Новороссийск расположен в естественной Цемесской бухте с глубинами до 23-28м. (глубина действующих причалов - 8,3-19м.). Со стороны открытого моря бухта заканчивается на востоке мысом Дооб, на юго-западе Суджукской косой и мысом Мысхако.

Портовый комплекс является крупнейшим глубоководным незамерзающим и специализирован на перевалке внешнеторговых и транзитных грузов, является главным наливным портом страны. Здесь имеется единственный на юге России специализированный причал для крупнотоннажных контейнеров. В состав портового комплекса входят: Новороссийский торговый порт (НМТП), Новороссийский лесной порт, рыбный порт, Геопорт, грузовые причалы Новороссийского судоремонтного завода.

Порт разделен на 4 грузовых района – Восточный, Центральный, Западный и нефтеналивной (нефтегавань Шесхарис) и включает 20 грузовых причалов, специализированных на перевалке угля, цемента, зерна, сахара-сырца, металла, минерально-сырьевых и генеральных грузов, контейнеров, а также сырой нефти и нефтепродуктов.

К основным проблемам, связанным с эксплуатацией порта и имеющим отношение к пространственной организации города, относятся:

  • отсутствие свободных площадок на припортовых территори¬ях, что затрудняет организацию автостоянок, таможенных опе¬раций, развитие железнодорожного хозяйства и т.п.
  • неудовлетворительное состояние автодорог на внутрипортовой территории и наличие большого количества пересечений с железнодорожными путями;
  • осуществление связи порта с внешними автодорогами по улицам плотно застроенной территории города;
  • перевалка грузов с морского на наземные виды транспорта и обратно связана с проблемой движения транспортных средств по территории города, вызывая значительные технические и экологические трудности. Прежде всего, они связаны с городской улично-дорожной сетью, пропускная способность которой пол¬ностью исчерпана.

На I очередь освоения предусмотрен целый ряд объектов портовой инфраструктуры:

  • строительство контейнерного терминала грузооборотом 120000 ТЕU в год. Предполагаемый срок ввода в эксплуатацию – 2018 год.
  • реконструкция причала №1 (площадка А) нефтерайона Шесхарис с установкой технологического оборудования для налива нефти и нефтепродуктов на танкеры дедвейтом 80-150 тыс. тонн. Предполагаемый срок завершения – 2010 г.
  • строительство Новороссийского мазутного терминала, реализация в 2011 г.
  • строительство контейнерного терминала в Юго-Восточном грузовом районе порта с увеличением грузооборота контейнеров до 410 TEU в год
  • строительство комплекса по переработке зерна пропускной способностью до 2,5 млн. тонн в год на территории ОАО «Комбинат Стройкомплект»
  • строительство склада нефтепродуктов с отгрузкой нефтепродуктов в объеме 540 тыс. тонн в год.

Из объектов морского транспорта пассажирского назначения имеется морской вокзал. Проектом предусмотрено развитие местных пассажирских линий со строительством причалов в местах отдыха и стоянок маломерного флота.

Проект выполнен в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации», и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 2.08.2009 г № 1161-р.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

Наращивание производственных мощностей Новороссийского порта по перевалке грузов, доставляемых в порт и вывозимых из порта по железной дороге, ограничено возможностями расширения Новороссийского железнодорожного узла. Дальнейшее развития порта возможно только при условии строительства второго железнодорожного ввода в порт.

Согласно приказа ОАО «РЖД» от 30.08.10г. №125 станции «Новороссийск», «Гайдук» и «Тоннельная» находятся в ведении Северо-Кавказской Дирекции управления движением. Станции по¬следовательно расположены на двухпутной железнодорожной линии Новороссийск-Крымск.

Станция Новороссийск является тупиковой, внеклассной грузовой, припортовой. Согласно технико-распорядительного акта (ТРА станции) от 20.03.2009 г. утвержденного и.о. начальника службы перевозок СКЖД Тарасенко А.Н. станция Новороссийск имеется 7 парков: парк «А», «Сортировочный», «Нижний», «Верхний», «Портовый», «Восточный» и «Грузовой двор».

С целью решения вопроса обеспечения возможности наращивания объема грузопотока, в 2007 г. ОАО «СибГипротранс» выполнило «Обоснование инвестиций строительства объектов железнодорожного транспорта, входящих в структуру проекта «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла. Краснодарский край».

В этой работе рассматривается возможность строительства:

  • новой железной дороги – второго захода в г. Новороссийск на участке ст.Абинская – Кабардинка, с формированием в перспективе нового порта Новороссийск 2;
  • новой железной дороги – второго захода в существующую ж.д. сеть г. Новороссийска.

Анализ существующей железнодорожной сети и топографических условий местности показал, что наиболее приемлемым вариантом трассы новой железной дороги направлением на Кабардинку, является вариант с примыканием в районе станции Абинская, расположенной на участке существующей однопутной железнодорожной линии Краснодар – Крымская.

Предполагаемая длина новой железнодорожной линии составит предположительно 42 – 46 км, категория железнодорожного пути – II, длина тоннеля по различным вариантам составит от 4,7 до 6,1 км.

Пропускная способность с учетом устройства двухпутных вставок или открытия разъезда 2 очереди может составить до 25-30 пар поездов в сутки.

Расчетный объем грузопотока по новой железной дороге на период 2025 г. составит 10,0 млн. т/год с возможностью увеличения на дальнейшую перспективу до 20,0 млн. т/год. С целью решения целого ряда транспортных задач предусмотрена возможность организации нового порта и подъездного железнодорожного пути длиной 11,3 км от станции Кабардинка.

Кроме возможности строительства новой железной дороги, разработан целый ряд вариантов второго захода в существующую железнодорожную транспортную сеть г. Новороссийска, имеющие цель увеличения грузопотока и снижения нагрузки на существующую сеть.

В качестве первоочередных мероприятий по развитию ж/д транспорта предусмотрено следующее:

  • строительство железнодорожного терминала в районе станции Крымская (9 км).
  • реконструкция железнодорожных парков и развитие железнодорожной станции Новороссийск.
  • строительство дополнительных главных путей на участке Гайдук – б/п Кирилловский – парк «Нижний».
  • строительство приемоотправочного парка «Б».
  • строительство дополнительных путей в парках и соединенных путей между парками.

При реализации Генерального плана необходимо соблюдать Федеральный закон от 10 января 2003г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской федерации», Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные министром путей сообщения Российской Федерации от 26 мая 2000г. № ЦРБ-756 и технические условия ОАО «РЖД», выдаваемые при согласовании проектов.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

Транспортный каркас внешних связей муниципального образования г. Новороссийск составляют следующие направления федеральных автодорог:

  • на Крымск – Краснодар (А - 146)
  • на Анапу – Порт Кавказ (М - 25)
  • на Геленджик – Джубгу и далее Сочи, Абхазия (М – 4)

Фактически через городской округ проходит два международных транспортных коридора : «Север – Юг» и «Черноморская трансконтинентальная магистраль», призванная объединить все приморские города, расположенные на побережье Черного моря.

Проектом был проработан целый ряд вариантов создания удобных транспортных связей, проходящих за пределами населенных пунктов и дающих возможность разгрузить уличную сеть города от транзитных потоков. В результате обсуждений и согласований принят наиболее оптимальный вариант транспортной структуры магистральных связей, в том числе учитывающий ранее выполненные исследовательские и градостроительные разработки.

Одним из самых важных направлений оздоровления транспортной структуры города является создание верхней объездной автодороги, соединяющей автодорогу М-4 в районе Шесхариса и А-146 на проектируемой развязке между поселком Верхнебаканский и х. Горный. В результате появляется возможность:

  • освобождения от транзитного транспорта в направлении Сочи – Анапа – Порт Кавказ не только города Новороссийск, но и ряда других населенных пунктов, в том числе п. Верхнебаканский;
  • создания нового въезда в г. Новороссийск в районе с. Владимировка, что уменьшит перепробег и высвободит транзит из п. Верхнебаканский и х. Убых;
  • создания новой трассы на Анапу – Порт Кавказ минуя населенные пункты северо–западной части городского округа.

Кроме указанных мероприятий по оптимизации внешних связей в проекте учтена концепция размещения автодороги Абинск – Кабардинка, проходящей за пределами границ М.О. Новороссийск, но призванной частично разгрузить грузопотоки города.

Учитывая перспективное развитие курортной зоны, проектом предусмотрены новые курортные дороги, как вертикальные связи в район Абрау–Дюрсо, так и горизонтальную курортную автодорогу, связывающую курорты г. Новороссийска с курортными зонами г. Анапы.

Для успешного функционирования транспортной инфраструктуры на основных пересечениях магистральных дорог предусмотрено размещение транспортно - логистических комплексов и центров придорожного сервиса.Уже сейчас внутригородская транспортная сеть несет на себе всю тяжесть нагрузки портового грузопотока, который ежегодно увеличивается минимум на 5%.

В настоящее время интенсивность движения транспортных средств по основным магистралям города составляет от 16 до 48 тысяч автомобилей в сутки, что в несколько раз превышает их пропускную способность. Для решения данной проблемы в первую очередь необходимо реализовать следующие мероприятия:

  • строительство объездных дорог: «Южный обход г. Новороссийска», «Обход 13 жилого микрорайона, «восточный обход 15 и 16 микрорайонов с выходом на а/д в п. Мысхако»;
  • реконструкция и спрямление федеральной а/д М-4 «Дон» на участке Шесхарис – Кабардинка и расширение на участке Сухумское шоссе;
  • реконструкция и расширение проезжей части, благоустройство придорожной полосы улиц и дорог города.

Учитывая перспективное создание удобных транспортных связей, проходящих за пределами населенных пунктов и дающих возможность разгрузить уличную сеть города от транзитных потоков, при реализации генерального плана, администрации муниципального образования рекомендуется перенести автовокзал из центральной части города на въезд в город в районе поселков Цемдолина и Владимировка с организацией муниципальных маршрутов регулярного сообщения, соединяющих новый автовокзал с центром и другими районами Новороссийска.

Понимая значимость транспортной инфраструктуры для дальнейшего развития промышленного потенциала города и края, социальный аспект этого вопроса, строительство и развитие дорог администрация города считает приоритетной задачей. Принимаются необходимые меры по созданию комфортных условий для привлечения частных инвестиций и инвестиционной поддержки регионального уровня.

В связи с этим перечень объектов инвестиционного развития включены следующие мероприятия:

  • строительство входа федеральной трассы «Дон» в порт Новороссийск на участке автомобильной дороги Цемдолина – ул. Портовая;
  • строительство путепровода по ул. Магистральная г. Новороссийск;
  • строительство авторазвязки на участке Сухумийское шоссе в районе ОАО «Новороссийский СРЗ», ЮВГР порта Новороссийск;
  • реконструкция федеральной дороги А-146 «Краснодар-Новороссийск» на участке Крымск (от 110 км ) – Новороссийск (до Верхнебаканского, до 141 км).

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

До настоящего времени ближайшим к г. Новороссийску аэропортом был Анапский, расположенный в 54 км от Новороссийска. С вводом в действие Геленджикского аэропорта он будет являться основной составляющей воздушного транспорта Новороссийска. Расстояние от города – 27 км, сообщение по а/д М-4 «Дон».

Генеральным планом предусмотрено размещение вертолетных площадок в южной части города, вблизи курортной зоны Абрау – Дюрсо и вблизи центра агротуризма в районе ст. Натухаевской.

ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ представлен, в основном, нефте- и продуктопроводами, по которым поступает нефть и нефтепродукты для погрузки на суда и нефтепродукты для обеспечения потребностей промрайона и населения. Мощности по транспорту нефти на Кубани были созданы в 60-70-е годы. В порту «Новороссийск» функционируют нефтеперевалочные базы «Грушовая» и «Шесхарис», на которые нефть подается по магистральным трубопроводам: Тихорецк – Новороссийск-1 диаметром 500 мм и Тихорецк – Новороссийск-2 диаметром 800 мм. Предприятия выполняют следующие функции:

  • транспортировка нефти по магистральным нефтепроводам на экспортные перевалочные нефтебазы и нефтеперерабаты¬вающие заводы;
  • разгрузка нефти и нефтепродуктов из железнодорожных цис¬терн;
  • хранение нефти и нефтепродуктов на нефтебазах;
  • погрузка нефти и нефтепродуктов на морской транспорт;
  • прием и очистка балластных и промышленных сточных вод.

В настоящее время ведутся работы по реконструкции и модернизации нефтяного терминала «Шесхарис» с возможностью обслуживания танкеров дедвейтом до 150 тыс. тонн.

В 2001г. принят в эксплуатацию нефтепровод КТК общей протяженностью 1295км с резервным парком морского терминала в Северной Озереевке.

В состав сооружений морского терминала входят: резервуарный парк, подводящий трубопровод от резервуарного парка до береговых сооружений, подводный трубопровод, укрытие-стоянка для вспомогательных судов, ВПУ.

На первоначальной стадии предусматривается возможность перекачки 28,2млн.тонн сырой нефти в год, полное развитие предполагает повышение пропускной способности до 67млн.тонн в год.

В настоящее время разрабатывается документация по организации в Крымском районе нефтебазы «Неберджай», в состав которой входят объекты, расположенные на территории М.О. Новороссийск.

Нефтепровод и продуктопровод дизельного топлива и береговые сооружения с буферными резервуарами, узлом коммерческого учета нефти и нефтепродуктов и гидротехнические сооружения – стационарный нефтеналивной глубоководный причал в морском порту Новороссийск.

Технологическая схема намечаемого к строительству объекта «Нефтебаза «Неберджай» предлагается с целью создания надежной системы, обеспечивающей бесперебойную транспортировку на экспорт нефти и светлых нефтепродуктов (дизтопливо) составит до 17,5 миллионов тонн в год, в том числе:

  • нефть (малосернистая) – 3,5 миллиона тонн в год;
  • дизельное топливо – 11,0 миллионов тонн в год;
  • мазут – 3,0 миллиона тонн в год (II очередь).

В качестве одного из основных проектов трубопроводной транспортировки международного уровня, касающихся территории муниципального образования, является газопровод «Южный поток», создаваемый для диверсификации поставок российского природного газа в Европу и снижения зависимости поставщиков и покупателей от стран – транзитеров, в частности от Украины и Турции. Планируемая мощность – 63 млрд. кубометров газа в год. Точка выхода в море планируется в Анапском муниципальном образовании, в районе с. Варваровка. Проектная трасса газопровода проходит по северо – запдной границе М.О. Новороссийск и не затрагивает урбанизированные районы.